С ростом количества электромобилей спрос на новые аккумуляторы к 2030 году увеличится в четыре раза, прогнозирует консалтинговая компания Bain & Company.
По мнению экспертов, доминирующей технологией по-прежнему будут литий-ионные аккумуляторы.
По оценкам Bain & Company, продажи электромобилей будут расти на 20% ежегодно и к 2030 их в мире продавать будут около 37 миллионов единиц в год.
Не пропустите: Батарея электромобиля: что делать и чего не делать, чтобы она работала долго и хорошо
Таким образом, если в 2023 году доля электромобилей в общем объеме продаж новых авто в мире не превышала 12%, то в 2030 году она составит уже не менее 38%.
«По мере дальнейшего наращивания производства электромобилей будет расти и спрос на аккумуляторы для них. И если в 2023 году в год их производилось на 1 тыс. ГВтч, то в 2030-м батарей производится будет не менее, чем на 4.1 тыс. ГВтч», — отмечают в Bain & Company.
Эксперты также подчеркивают, что дальнейшее развитие электромобилей напрямую зависит от успешного развития, как новых технологий хранения электроэнергии, так технологий промышленного производства аккумуляторов:
«Стоимость производства аккумуляторов напрямую влияет на конечную цену электромобиля, а надежность и эффективность батареи, в свою очередь — на решение потенциального покупателя пересесть с обычного авто на электромобиль. Но в любом случае, уже сегодня является очевидным, что в течение ближайших лет электромобили станут массовым продуктом, а это значит, что спрос на батареи для них тоже вырастет кратно».
Больше литий-ионных, но не только
В докладе также отмечается, что в ближайшие годы доминирующей технологией на рынке батарей для электромобилей по-прежнему будут оставаться литий-ионные аккумуляторы.
При этом большим спросом будут пользоваться модели, производители которых активнее работают над повышением эффективности и снижением затрат на серийное производство.
В качестве примера приводятся современные решения, предусматривающие интеграцию батарей с шасси автомобиля, применение более дешевых сухих электродов, а также программного обеспечения на основе искусственного интеллекта, которое более эффективно управляет батареями и повышает их надежность и долговечность.
Вместе с тем, по прогнозам экспертов, на локальных рынках, в частности в Китае существенно вырастет спрос и на LFP (литий-железо-фосфатные) аккумуляторы, которыми там уже сегодня комплектуются бюджетные электромобили, и которые у местных производителей, имеющих доступ к природным ресурсам, есть возможность производить дешевле.
Доля LFP на рынках США и ЕС также будет расти, но не так быстро, как в Китае, отмечают эксперты. По их информации, в настоящее время в Европе и США аккумуляторы данного типа практически не производятся, а их импорт из Китая не очень выгоден из-за высоких таможенных пошлин.
Кроме того, LFP-батареи в переработке также сложнее и дороже, чем Li-Ion. В том числе и потому внимание западных автопроизводителей направлено на NMC (литий-никель-марганец-кобальт-оксид) аккумуляторы с низким содержанием кобальта, которые успешно отвоевывают свою долю рынка.
«Несмотря на то, что в производстве LFP относительно дешевы, их доля на рынке аккумуляторов для электромобилей не превысит 40%. Так что разделение мира между китайскими электромобилями с аккумуляторами LFP и американскими или европейскими автомобилями с аккумуляторами NMC сохранится минимум до конца десятилетия».
Альтернативные аккумуляторные технологии?
По прогнозам Bain & Company, доля батарей других типов, которые все еще находятся на стадии прототипа и опытного производства, то есть прежде всего твердоэлектролитных и натрий-ионных элементов высокой плотности, до 2030 года будет оставаться незначительной.
Но зато эксперты прогнозируют, что по мере увеличения количества отработанных батарей и введения новых правил их хранения и переработки спрос заметно вырастет спрос и на соответствующие технологические решения:
«Сегодня эта отрасль фактически находится в зачаточном состоянии и переживает скорее этап исследований. Компании экспериментируют со схемами передачи батарей в аренду и прочими бизнес-моделями, которые позволяют контролировать сбор использованных элементов и их переработку».