Ключевым событием минувшего неспокойного дня на мировых фондовых рынках стала несколько неожиданная энергичность, с которой международные инвесторы избавляются от долгосрочных долговых обязательств США.
Стоимость долгосрочных облигаций США падает, расходы на обслуживание огромного долга США стабильно растут, а доллар слабеет.
Получается, что в облигациях США и долларовых активах в целом, которые несколько десятилетий к ряду традиционно считались так называемой тихой гаванью в периоды всех кризисов и потрясений на фондовом рынке (в т.ч. и нынешнего, напрямую связанного с эскалацией мировой тарифной войны), инвесторы уже не так и уверены.
Не пропустите: Неопределенность — СМИ об энергетике США и стран Запада
Более того, некоторые из них, по мнению экспертов, активно избавляются от долгосрочных государственных облигаций США из-за подозрений, что администрация Трампа действует в соответствии с «секретным соглашением Мар-а-Лаго«.
Именно так, по названию особняка Трампа во Флориде и по аналогии с известным соглашением «Плаза», в СМИ давеча назвали неофициальную и неформальную договоренность в ближайшем кругу соратников Трампа, которая якобы является основу для дальнейшего «модернизации» позиции Штатов в мировой экономике.
Соглашение «Плаза», заключенное в 1985 году представителями тогдашней «Большой пятерки» крупнейших экономик мира, запустило комплекс мер по преднамеренному ослаблению доллара.
Одной из причин тому, был экономический подъем Японии, чьи (и не только) автомобили представляли серьезную угрозу американскому автопрому (объемы экспорта которого сдерживались чрезмерно сильным долларом).
И сегодня группа соратников Трампа во главе с бывшим чиновником Министерства финансов США Стивеном Мираном, ныне главным экономическим советником президента, считают, что американская экономика Соединенные Штаты тоже страдает от очень переоцененного доллара, как это было в 1980-х годах.
И по их мнению, необходима в своего рода «глобальная денежная реформа». Она хоть и изменит все «расклады» на мировом финансовом рынке, но зато, в случае успешной ее реализации приведет к фундаментальному ослаблению доллара, что повысит конкурентоспособность американского экспорта и, следовательно, всей американской промышленности.
По мнению окружения Трампа, необходимость в срочной переоценке доллара обусловлена тем фактом, что долларовые активы по-прежнему представляют собой глобальную тихую гавань.
Инвесторы по всему миру вкладывают средства облигации правительства США и другие активы, номинированные в долларах, потому что по-прежнему верят не только в силу экономики США, но и в военную мощь Соединенных Штатов. И эта их вера укрепляет доллар и долларовые активы, поэтому они пользуются большим спросом, несмотря на огромный рост американского государственного долга.
А чрезмерно сильный доллар и чрезмерный интерес к американским облигациям в конечном итоге усугубляют дефицит торгового баланса США с остальным миром. Следовательно, американские экспортеры и американская промышленность по-прежнему теряют конкурентоспособность, а другие страны, в первую очередь, конечно, Китай получают от этого огромную выгоду.
Однако если США намерены хотя бы замедлить рост Китая, то новых, чрезвычайно высоких пошлин для этого будет недостаточно — нужно ослаблять и доллар, убеждены в окружении Трампа.
В конце концов, соглашение «Плаза» и ослабление доллара действительно не только положили конец экономическому подъему Японии, но и на несколько десятилетий погрузили страну в дефляционную стагнацию. Сделка в отеле Plaza была тому не единственной причиной, но с неё все началось и именно она, безусловно, поспособствовала такому развитию событий.
Что только усиливает надежду окружения Трампа на то, что и новое соглашение Мар-а-Лаго аналогичным образом повлияет на Китай. Хотя для этого необходимо фактически подорвать доверие всего мира к доллару, а значит, по сути, и доверие к США как к мировой военной державе, своего рода «мировому гегемону».
В этой связи идея Трампа о выходе США из НАТО представляется теперь вполне логичной . Под угрозой выхода США из НАТО, в рамках реализации секретного соглашения Мар-а-Лаго, Трамп намерен навязать некоторым кредиторам Соединенных Штатов, например, держателям государственных облигаций США из числа стран-членов НАТО, столетние необоротные «беспроцентные» облигации США. Вместо процентных облигаций с гораздо более короткими сроками погашения, которые эти кредиторы держат сейчас.
К слову, обоснование данного решения опубликовано было еще в ноябре прошлого года его главным советником Мираном, который в своем исследовании представил основные контуры нового мирового финансового порядка, который теперь называют Бреттон-Вуд III.
Не пропустите: $5 млрд за час наторговал Минторг США на «золотых картах»
Так вот, когда Трамп таки навяжет кредиторам США новые необоротные»беспроцентные» облигации, они будут означать ни что иное, как частичное банкротство США, что просто не может не ослабить доллар. Ведь целые страны лишатся зонтика безопасности НАТО, следовательно и США как бы теряют статус мирового гегемона.
Плюс, целый букет дополнительных эффектов. Во-первых, выведя войска из некоторых стран, США, как и следовало ожидать, существенно сэкономят на соответствующих расходах, тем самым замедлив рост своего долга.
Во-вторых, рост государственного долга США, конечно, также будет замедлен тем самым фактом, что, навязав кредиторам новые облигации, США по сути спровоцируют собственное частичное банкротство, и кредиторы попросту больше не получат значительную часть долга. via