С увеличением размеров турбин и ростом плотности ветровых электростанций в Северном море неуклонного растет и так называемый «эффект следа», то есть снижения скорости ветра из-за постоянного взаимодействия больших турбин.
Об этом сообщает Financial Times, отмечая, что сложившаяся в регионе ситуация уже вызывает серьезную обеспокоенность у компаний-операторов ветропарков.
В пример издание приводит ветровую электростанцию мощностью 400 МВт, расположенную у восточного побережья Англии и принадлежащую норвежскому концерну Equinor.
Не пропустите: Климатические технологии прибыли не приносят. И не принесут?
На расстоянии 13 км от неё консорциум, в который входит, в том числе, французская TotalEnergy, планирует построить еще один ветропарк мощностью 1.5 ГВт.
Однако, как уже подсчитали норвежцы, такое соседство может привести к сокращению доходов от производства энергии их станцией на сумму от 66 до 206 миллионов фунтов стерлингов.
Только из-за упомянутого «эффекта следа«, который снижает скорость ветра, приводящего в движение турбины.
Как пишет FT, данное явление известно много лет и неожиданностью для отрасли не является. Вместе с тем, как неоднократно заявляли некоторые профильные эксперты, масштабы его воздействия существенно недооценены.
По последним данным данным консалтинговой компании Aegir Insights, например, в ряде локаций эффект следа может снижать производительность турбины на 15-30%.
О проблемах сообщает не только Equinor
Специалисты немецкой RWE также обращают внимание на необходимость более эффективного управления локациями во избежание снижения плановых параметров проектов и соответствующий финансовых потерь.
Представители датского концерна Orsted подсчитали, что эффект следа может влиять на производительность ветропарка на расстоянии более 50 км.
А в Aegir Insights полагают, что последствия могут быть заметными в радиусе до 100 км.
В этой связи аналитики компании подчеркивают, что из-за роста затрат на реализацию проектов морской ветроэнергетики в последние годы рентабельность этих инвестиций снизилась очень существенно.
Не пропустите: Осмотр лопастей турбин ветропарка с применением дронов [видео]
Поэтому снижение производительности ветровой электростанции даже на 1% может быть чрезвычайно «болезненным» для оператора, а падение на 5% означает весьма серьезные финансовые проблемы.
Financial Times отмечает, что хоть с разработкой единой официальной стратегии минимизации эффекта следа во всей отрасли власти ЕС и Великобритании и не спешат, но отдельно страны данный фактор уже просчитывают.
Так в Германии при оценке мощностей, которые будут запущены на шельфе к 2030 году, эффект следа учли. А в Великобритании в условиях аукционов на размещение новых ветропарков ввели обязательные буферные зоны шириной от 5 км до 7.5 км между проектами. via