Всего за 5 лет КНДР улучшила свое ядерное оружие как минимум в 10 раз. Доказательством этому может послужить опубликованный вчера норвежским институтом сейсмических исследований NORSAR график изменений так называемого «сейсмического отпечатка» последних трех ядерных испытаний, проведенных Северной Кореей.
По мнению специалистов NORSAR данная информация имеет высокий уровень достоверности, поскольку все три взрыва были произведены в одном и том же месте.
«Давайте посмотрим на эти три линии, они демонстрируют мощность взрывов, зафиксированных соответственно в 2006, 2009 и 2013 годах,» — пояснил в интервью специализированному изданию IEEE Spectrum старший геофизик NORSAR Стивен Дж. Гиббонс. — «Колебания на сейсмограммах выглядят идентично, разница только в амплитуде. Это потому, что сейсмические волны прошли через одинаковые породы и их границы.»
По мнению ученых NORSAR, такие соответствия на сейсмограммах позволяют сделать интересные выводы: во-первых, во всех трех случаях испытания проводились примерно в одном и том же месте, а во-вторых, мощность взрыва за эти 5 лет возросла многократно. По словам Стивена Гиббонса, 10-кратное увеличение амплитуды колебаний сейсмографа означает что, мощность испытанных Северной Кореей зарядов тоже увеличилась как минимум в 10 раз — от 1 килотонны в 2006-м до 5 кт в 2009-м и 10 кт в нынешнем году.
Следует отметить, что недавние испытания, проведенные КНДР, вызвали бурную полемику в научных кругах. Некоторые эксперты считают, что корейцы начали использовать плутоний, другие — что как и прежде применялся уран. При этом в большинстве своем специалисты сходятся во мнении, что на территории КНДР достаточно сырья для создания около десятка мощных плутониевых боеголовок, а работы и по обогащению урана государство активно ведет с 2009 года.
Примечательно, что аналогичные испытания своего ядерного оружия регулярно проводят и США. Один из последних ядерных взрывов на полигоне в штате Невада был зафиксирован в первых числах декабря прошлого года. Тем не менее, ядерная программа Соединенных Штатов, работы в рамках которой не прекращаются ни на минуту, гораздо менее интересна миру, чем исследования Северной Кореи. Декабрьский взрыв, к примеру, остался практически незамеченным, вызвав только дипломатические упреки со стороны Японии и Ирана.