Как известно, технологические достижения в одной отрасли во все времена сопровождаются заметными всплесками активности в сопутствующих отраслях. Успехи в исследованиях околоземного пространства положительно сказались на развитии технологий строительства солнечных батарей, Золотая лихорадка когда-то дала миру джинсы и пр.
Схожая ситуация наблюдается сейчас и в так называемой экономике совместной работы (gig economy). Стремительная популяризация сервисов Uber и LYFT привела к тому, что работать с ними изъявляют желание даже те водители, у которых нет собственных автомобилей, или их автомобили не соответствуют техническим требованиям компаний.
В итоге не менее стремительно стали развиваться сервисы проката авто для… сервисов Uber и LYFT.
Такие фирмы, как правило, используют стандартную бизнес-модель: принимают в аренду автомобили от одних частных лиц и сдают их в прокат другим частным лицам, которые работают драйверами Uber или LYFT.
Кроме того, такие сервисы также могут организовывать собственные автопарки и/или сами арендуют автомобили других коммерческих автопредприятий, специализирующихся на предоставлении услуг автопроката.
Последние таким образом получают доступ к совершенно новому рынку и возможность использовать собственные избыточные резервы авто без традиционных инвестиций в расширение бизнеса, будь-то затраты на привлечение нового персонала, аренду помещений или маркетинговые расходы.
Процедура оформления сделок предельно упрощена. К примеру, в США по правилам одной из наиболее популярных платформ HyreCar компании, сдающие автомобили в прокат, могут начинать работу с сервисом с минимальным количеством автомобилей и не тратя время на подписание контракта.
Договор аренды HyreCar подписывается в электронной форме, после чего драйвер сам забирает соответствующий автомобиль со стоянки компании. Как указано на сайте HyreCar, водители Uber за день проезжают порядка 200-250 км, а авто они предпочитают брать в прокат в среднем на 14 дней. Предварительно каждый драйвер проходит обязательную проверку. Сервис также страхует авто.
После того, как частный владелец или автопредприятие заключают контракт с HyreCar, все дальнейшие процедуры от заказа автомобиля до его передачи водителю и получения отчетов о его эксплуатации осуществляются в электронном виде с помощью специального приложения. При этом служба поддержки сервиса как для драйверов, так и для автовладельцев работает круглосуточно.
Что касается стоимости услуг HyreCar, то она определяется целым рядом вполне традиционным, как для бизнеса автопроката параметров, среди которых марка и возраст автомобиля, объем двигателя, вид топлива, дополнительное оборудование и срок проката.
Напомним, только в прошлом году компания General Motors инвестировала $500 млн в сервис LYFT, Toyota вложила сопоставимую сумму в Uber (точная сумма не разглашается), а VW — $300 млн в платформу Gett. Также известно, что по состоянию на сегодняшний день компании Uber удалось привлечь более 60 миллиардов долларов инвестиций, из которых более чем $10 млрд — венчурное финансирование.
[irp]