Как известно, штатный YouTube поиск по заданному запросу выбирает ролики только на основе анализа их названий, описаний и некоторых других данных, которые авторы видео указали (точнее, не забыли указать) при публикации материалов.
Более того, в нынешнем своем виде поисковая система YouTube не принимает во внимание аудиосоставляющую роликов, даже если авторы добросовестно снабдили их качественными субтитрами или закрытыми текстовыми подписями.
А ведь в этих текстах порой содержится очень много интересных данных. И при грамотной организации дела можно, как минимум, значительно сократить время работы с видеоконтентом и выбирать сразу нужные фрагменты вместо того, чтобы просматривать каждый ролик целиком.
И в этой связи, о том,..
как оптимизировать стандартный YouTube поиск за счет использования текстовой информации в роликах
Само собой, нужен специальный программный инструмент. И такой инструмент есть.
Называется он Invideo for YouTube, выполнен в виде обыкновенного расширения для браузера и в данный момент доступен в версии для Chrome (хотя, может работать и с другими браузерами на основе Chromium, в том числе с Opera, Vivaldi и Firefox).
Однако есть один нюанс: расширение работает пока только с самой последней версией YouTube.
Функционирует Invideo for YouTube следующим образом:
- после установки расширения в интерфейсе YouTube (прямо под роликом) появляется зеленая кнопка «Open Invideo» (то только если в видео присутствует текст, иначе вместо этой кнопки отображается надпись «cannot transcribe this video«);
- если кликнуть по Open Invideo, то рядом открываются строка поиска с окном, в котором отображается содержащийся в этом видеофайле текст субтитров (в т.ч. и автоматических) с временными метками;
- если ввести в поиске запрос, то тест в окне ниже будет отфильтрован по этому запросу и далее достаточно просто кликнуть по строчке с этим словом и ролик автоматически прокрутится к тому месту, где оно упоминается.
Кроме собственно поиска Invideo for YouTube также создает облако тегов, из которого удобно выбирать отдельные ключевые слова. Чем чаще слово или фраза упоминается в ролике, тем больше его размер в облаке тегов.
Насколько эффективен такой YouTube поиск?
Все зависит от качества и объема теста, который доступен в ролике. Блиц-тест показывает, что в большинстве случаев расширение включается и работает нормально (если только не искать в видео с китайской озвучкой субтитры на русском без перевода).
За некоторым исключением. Для поиска чего-то в музыкальных роликах прога зачастую бесполезна, так как субтитры (даже сгенерированные автоматические) в таких видео встречаются крайне редко.