В поиске новых источников пополнения бюджета Верховная Рада Украины пришла к выводу, что необходимо легализовать игорный бизнес в Украине.
По предварительным подсчетам, уже в первый месяц от деятельности операторов можно будет получить более 4 миллионов гривен. Пока что в стране разрешена только лотерея Gold-cup. В дальнейшем официально будут работать наземные игровые пункты в гостиницах от 3 до 5 звезд.
Основные положения законопроекта
Новый законопроект №2285-д «О государственном регулировании деятельности, касающейся организации и проведения азартных игр» предполагает, что:
- будет внедрена классическая система монопольности лотерей. Фактически она существует и на данный момент;
- операторы смогут организовывать онлайн-слоты и вести свою деятельность в интернете открыто, а также открывать наземные заведения;
- операторы смогут продавать свои приложения в официальных магазинах AppStore и Google Play. На данный момент там доступна только мобильная версия лотереи Золотой кубок;
- на игорный бизнес в стране не будут распространяться государственные меры, направленные на борьбу с игорной зависимостью.
Преимущества легализации игорного бизнеса
Законопроект №2285-д вызывает много споров среди представителей власти, поэтому его до сих пор окончательно не приняли. Многие депутаты, в том числе из партии президента, считают, что он крайне необходим для Украины. Легализация игорного бизнеса имеет ряд преимуществ.
Во-первых, игорные пункты станут дополнительным источником наполнения государственного бюджета. Планируется, что поступления в бюджет будут составлять около 1 миллиарда гривен каждый год. Эти деньги будут направлены на закрытие внешнего экономического долга Украины, а также на развитие внутренних сфер, в частности медицинской и образовательной.
Во-вторых, законопроект предполагает, что производство и сертификация игрового оборудования будет локализоваться на территории страны. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест. Кроме того, производство также будет обеспечивать государство дополнительными поступлениями в бюджет. Что касается импорта, то ввоз оборудования, которое было произведено раньше 2019 года, будет запрещен.
И в-третьих, спрос на азартные игры в Украине есть не только со стороны игроков, но также со стороны иностранных инвесторов. Они привлекут в страну дополнительный капитал. В частности, на украинский рынок планирует выйти известный оператор гейминга Net Holding.
Недостатки легализации игорного бизнеса
Несомненно, взвешенный и профессиональный к организации игорного бизнеса может поспособствовать значительному увеличению поступлений в государственный бюджет. Однако есть также некоторые «подводные камни», о которых гражданам тоже следует знать.
Во-первых, игорные заведения будут косвенно отнимать прибыль у представителей малого и среднего бизнеса. На своей территории такие заведения предлагают всевозможные угощения, напитки, сувениры и так далее. Из-за этого предприниматели несут убытки и вынуждены сокращать количество рабочих мест или оклад сотрудников. Некоторые не выдерживают конкуренции и вовсе закрываются.
Во-вторых, легализация игорного бизнеса будет способствовать возникновения игровой зависимости у населения. Исследования показали, что люди, которые живут неподалеку от азартных заведений (до 80 километров) имеют повышенный риск стать лудоманами. Стоит отметить, что украинский законопроект предусматривает меры по противодействию росту игровой зависимости в стране:
- посещать игорные заведения могут лица, которые старше 21 года;
- родственники через суд могут запретить зависимому человеку играть в азартные игры;
- будет создан единый реестр игроманов;
- на входе в игорное заведение, каждый посетитель должен будет предъявить паспорт для его идентификации.
В-третьих, многие эксперты уверены в том, что с принятием законопроекта будет запущен «кустарный» игорный бизнес, выгодный только местной политической элите. Отсутствие иностранного капитала приведет к тому, что в стране не будет средств для строительства новых отелей, ресторанов, бизнес-центров и прочей, подвязанной под игорный бизнес, инфраструктуры.
[irp]