Аккумулятор электровелосипеда — это такая важная штука, свойствами и состоянием которой его пользователь живо интересуется еще на этапе выбора модели.
Ну а если не интересоваться или что-то, как говорится, не допонять, то буквально сразу же, в первой же поездке, сей девайс способен стать источником массы интереснейших открытий и впечатлений.
В особенности, когда сам велик не прокатный, а покупался для себя и за соответствующие деньги.
Так что, в этом посте — немного о том, как сделать, чтобы без подзарядки и на электротяге велик возил как можно дальше и дольше, то бишь чтобы его батарея обеспечивала пробег, максимально схожий с тем, который обещали производитель и магазин.
Итак, по порядку:
аккумулятор электровелосипеда — зарядка
Все электровелики комплектуются разными батареями. Но все уважающие себя производители стараются донести до владельцев информацию о том, как заряжать аккумы. Притом каждый по-своему. И тем не менее, внимательно перечитать мануал перед первой зарядкой байка — дело верное и нужное.
Плюс, существует несколько универсальных правил, которые гарантированно помогают эксплуатировать батарею максимально продуктивно и без проблем в течение длительного времени, вне зависимости от марки и типа электровелосипеда.
Во-первых, когда ставим аккум на зарядку, то не нужно каждый раз всенепременно заряжать его до 100%. Литий-ионные батареи, вопреки мнениям оптимистов, со временем неизбежно деградируют. И этот темпы развития данного процесса напрямую определяются в том числе и уровнем заряда. Проще говоря, чем больше и дольше заряда держит аккум, тем ему хуже.
Потому, и это во-вторых, производители так настоятельно рекомендуют не оставлять батарею с полным зарядом, когда велик простаивает и на нем дольше обычного никто не ездит.
Но в-третьих, с периодичностью примерно раз в две-три недели (если велосипед работает каждый день) или чуть реже, батарею надо заряжать полностью, т.е. до полных 100%, чтобы сбалансировать элементы. Такая «прокачка» крайне благотворно сказывается на общем сроке работы устройства.
А в-четвертых, по этой же причине, надо постоянно следить за тем, чтобы аккумулятор электровелосипеда не разряжался до нуля слишком часто и своевременно (т.е. когда заряда остается 30-60%) ставить его на зарядку.
технический уход!
Собственно, любому велосипеду, хоть с электроприводом, хоть без, требуется регулярный и грамотный техуход. А если у машинки что-то не смазано, разболталось (или, наоборот, пережато), не докачано/перекачано, то и заряд аккума моторчик расходовать будет шустрее и возить хуже и недалеко.
Поэтому перед поездкой стараемся уделять внимание хотя бы на самому элементарному:
- проверяем давление в шинах (рекомендованный уровень пишут на боковине) — когда колёса подпущены, то моторчику придется работать с повышенной мощностью, а значит, чтобы такое случалось пореже, запасаемся обычным велосипедным насосом и подкачиваем шины по мере необходимости;
- раз в две-три недели чистим и правильно смазываем цепь — сначала чистим щеткой, затем тщательно протираем её чистой ветошью, смоченной в обезжиривателе, после того, как она просохнет, наносим масло, немного прокручиваем педали и потом снова протираем, чтобы удалить лишнюю смазку (обезжиривающее средство, масло и масленку купить можно в любом вело-магазине):
- не реже раза в год сдаем велик мастеру на техобслуживание — как правило, такие специалисты работают в том же магазине, где велик был куплен.
Не пропустите: МНЕНИЕ: ЧЕМ ЭЛЕКТРОБАЙК ЛУЧШЕ МАШИНЫ В ГОРОДЕ [АРХИВ]
не ленимся крутить педали
Все-таки у вас пусть и «электрический», но велосипед. Само собой, чем дольше и активнее задействуется педальное усилие, тем надольше будет хватать заряда аккума. У современных электровеликов, конечно, предусмотрены разные режимы комбинирования электропривода и педальной тяги, но физику тоже никто не отменял: чем дольше везет моторчик, тем быстрее сядет аккум.
И дорогу тоже надо научиться выбирать правильно. На подъемах обязательно надо помогать педалями, иначе никакого заряда не напасешься. А когда планируем прокатиться куда-нибудь дальше, чем обычно, то учитываем также, что обратно возвращаться будет гораздо проще с помощью электродвигателя, чем всю дорогу везти и его, и полностью разряженную батарею на своих двоих.
рекуперация?
Да, некоторые современные электровелики топового уровня, как и настоящие электромобили, действительно оснащаются так называемыми системами рекуперативного торможения.
Такая система умеет трансформировать в электричество кинетическую энергию замедления транспортного средства. То есть, по ходу движения, когда велик замедляется (например, во время длительного спуска с притормаживанием с горки), моторчик начинает вырабатывать энергии, которая как бы возвращает обратно в батарею.
Фича, безусловно, полезная, но по-прежнему дорогая и дальность пробега на электротяге если увеличивает, то незначительно. Если у вас не супернавороченный электро-МТБ…
Не пропустите: ПОСТКАРАНТИННАЯ ЕВРОПА ПЕРЕСАЖИВАЕТСЯ НА ДВУХКОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ: КАКОЙ И ПОЧЕМУ?
аккумулятор электровелосипеда — индикатор
Это вроде как само собой разумеющиеся вещи, но, как показывает практика, некоторые начинающие «пилоты» электровеликов почему-то забывают, что индикатор показывает не время до разрядки, не расстояние, а всего лишь текущий уровень заряда аккума.
Но надо еще знать, что эффективность литий-ионной батареи по мере снижения этого самого уровня тоже снижается. Чем сильнее разряжается батарея, тем больше падает напряжение и, следовательно, «хуже крутит» моторчик. Но самое главное, когда батарея активно отдает заряд и количество полосочек начинает уменьшаться, то нужно помнить, что каждая следующая полоска пропадать будет еще быстрее.
Потому, если предстоит обратный путь, и хочется его преодолеть с комфортом, то не надо ждать, когда полосочек заряда останется ровно половина. А то придется возвращаться только на педалях (а то и пешком).
В общем, заряжаем батарею своего электровелика грамотно, ухаживаем за ним правильно и катаемся не как попало, а аккуратно и осмотрительно. И тогда и аккум и велик служить будут долго и без проблем.