В музеях разных стран мира хранятся тысячи экспонатов, изготовленных из серебра много веков назад, а сотни миллионов людей ежедневно пользуются серебряной посудой и столовым серебром, как старинным, так и современным, купленным в магазинах. Однако, есть у серебра одна особенность, которая хорошо известна всем хозяйкам: со временем оно неизбежно тускнеет.
Утратившему блеск столовому серебру, в том числе и 925-й пробы свежий вид, как известно, вернуть можно в домашних, так сказать условиях, благо для этого существуют проверенные рецепты.
Однако утонченным украшениям, таким как у Сильверхилл, и тем более предметам, возраст которых исчисляется сотнями и даже тысячами лет, а цена — тысячами и десятками тысяч требуется совершенно особый уход.
Не пропустите: Развитие солнечной энергетики оплачивать приходится чистым серебром [архивъ]
Потому содержание в надлежащем виде музейных и частных коллекций старинных серебряных изделий — это настоящая проблема для их владельцев и хранителей.
Но прогресс тоже не стоит на месте. Не так давно команда исследователей из Университета штата Мэриленд совместно со специалистами художественного музея Уолтерса предложили новый метод защиты серебряных экспонатов от потускнения.
Сульфид и время!
Разработанная американскими учеными технология является менее трудоемкой, чем традиционные методы, и позволяет дольше сохранять естественный блеск и привлекательность аксессуарам, монетам и украшениям из серебра, а также серебряной посуде и принадлежностям.
Как известно, серебро блекнет, поскольку вступает в реакцию с содержащимися в окружающем воздухе сернистыми соединениями, в результате которой образуется сульфид серебра темного цвета. Если тускнеет домашняя серебряная посуда, то задача удаления сульфида серебра с ее поверхности решается путем регулярной чистки и полировки.
Однако со старинным серебром часто и слишком активно такие мероприятия проводить не рекомендуется, поскольку в процессе полировки удаляются не только темные слои сульфида серебра, но и частицы чистого металла, что крайне нежелательно для редких и древних предметов экспонатов.
Не пропустите: Криптовалюты — никакая не тихая гавань, от стагфляции опять спасет только золото
До недавнего времени одним из наиболее часто используемых в музеях методов защиты серебряных изделий от потускнения являлось нанесение на их поверхности тончайшего слоя нитроцеллюлозного лака.
Этот способ по-прежнему считается эффективным, но является чрезвычайно трудоемкой. Такое покрытие зачастую приходится наносить вручную, для чего требуются специальные условия и опытные специалисты, кроме того через определенное время покрытие необходимо удалять и наносить новое, что тоже связано с определенными трудностями и занимает много времени.
В некоторых больших музеях такая процедура уже давно стала непрерывной, но, тем не менее, своевременно обрабатывать таким образом все экспонаты все равно не получается.
Зачастую размеры и состояние экспонатов позволяют хранить их на специальных камерах-витринах со встроенными фильтрами, которых удаляют вредные для серебра вещества из попадающего внутрь таких камер воздуха. Это помогает дольше предохранять серебро от потускнения, но сами по себе подобные устройства дороги в обслуживании и эксплуатации, а также очень ограничивают возможность рассмотреть экспонат, что не нравится посетителям музеев.
Метод атомарно-слоевого осаждения против потускнения
Ученые из Университета штата Мэриленд предложили новый способ защиты серебра от потускнения, благодаря которому многие недостатки нынешних технологий полировки могут быть устранены полностью.
Метод атомарно-слоевого осаждения (АСО) предполагает полный контроль за толщиной прозрачной защитной пленки, которая наносится на поверхность серебряного изделия. Такая пленка создается путем последовательных химических реакций, но при необходимости толщина ее может составлять не более одного атома.
В лаборатории университета исследователи протестировали эффективность применения защитной пленки толщиной менее 100 нанометров (меньше чем 1/1000 толщины человеческого волоса).
В настоящее время специалисты продолжают эксперименты с применением методики атомарно-слоевого осаждения для защиты серебряных поверхностей от воздействия сернистых соединений, а также изучают возможные модели проникновения таких соединения через различные АСО-пленки и способы создания многослойных покрытий.
Прежде чем группа будет допущена к работе с ценными музейными экспонатами, ученым предстоит убедить экспертов-реставраторов в том, что, во-первых, АСО-покрытие может быть легко удалено, а во-вторых, оно будет иметь минимальное влияние на внешний вид старинных серебряных столовых приборов, украшений и пр.
Впрочем, уже сегодня известны сразу несколько существенных преимущества АСО-пленок перед нитроцеллюлозным лаком: они наносятся быстрее, гораздо дольше сохраняют защитные свойства и в отличие от последнего не желтеют со временем. По материалам сайта Silverhill (лучший онлайн-каталог серебряных украшений).