По состоянию на сейчас из каталога уже исключены товары Aukey, Mpow, Tomtop и Sunvalley Group (в составе которой — бренды RAVPower, Taotronics и VAVA). И есть мнение, что это только начало.
За что?
Причина проста: перечисленные продавцы покупали положительные отзывы, что в соответствии с нынешней политикой Amazon является крайне серьезным нарушением.
За это товары компаний Aukey и Mpow были удалены с площадки еще в мае. Компания SafetyDetectives якобы выявила целую сеть фирм, которые материально мотивировали реальных клиентов Amazon покупать товары и оставлять за них положительный отзыв.
После оформления покупки и публикации отзыва, пользователю возвращали деньги через PayPal и таким образом, фактически дарили выбранный товар.
В Amazon данной проблемой настолько озаботились, что теперь призывают компании, которые работают в социальных сетях, еще активнее разоблачать «злоумышленников», применяющим различные схемы покупки фейковых отзывов.
А буквально вслед за расследованием SafetyDetectives вышла статья аж в самой Wall Street Journal. Её автор, Николь Нгуен, рассказала, что компания RAVPower, производитель внешних аккумуляторов для мобильных устройств, наушников и прочей популярной электроники, одаривала покупателей подарочными сертификатами в обмен на хорошие отзывы на Amazon.
Николь пишет, что сама купила зарядник RAVPower и потом нашла в посылке сертификат.
Following my fake review story, listings for Amazon-native electronics brand RAVPower are gone.
The company offered $35 gift cards for reviews on a product that was sold directly by Amazon itself. RAVPower acted as a wholesale vendor on that listing.https://t.co/6nazZZ5Wtb pic.twitter.com/znp9u48YHV
— nicole nguyen (@nicnguyen) June 16, 2021
После публикации статьи Нгуен товары RAVPower, Taotronics и VAVA были удалены с Amazon. И как сообщается, выручка их материнской компании Sunvalley Group упала на 31%, а акции потеряли в цене 12%.
Но это еще не всё!
Складывается впечатление, что продукцию брендов из числа самых продаваемых в Amazon тоже не горели желанием снимать с продажи. Иначе как объяснить тот факт, что о схемах скупки фейковых отзывов администрация площадки очень долго «не знала», а карательные меры против упомянутых китайских компаний применять начала только под давлением со стороны Федеральной торговой комиссии США (FTC).
И уже после того, как компания Recode, получив доступ к внутренней переписке сотрудников Amazon установила, что на некоторые действия крупных продавцов в Amazon не считали нужным обращать особое внимание:
«Просмотренная Recode переписка между сотрудниками Amazon также демонстрирует существование некоей системы наказаний, которым могли подвергнуться сотрудники за остановку работы определенных продавцов без специального разрешения… И некоторые продавцы продавали товары клиентам Amazon, несмотря на многочисленные нарушения политики и последующие предупреждения…»
Схемы?
Сегодня на Amazon продается более 12 миллионов товаров, а годовой оборот компании превысил $1 триллион. Потому, по мнению экспертов, так как сегодня в США порядка 89% потребителей склонны приобретать нужные им товары именно на Amazon, а не на других сайтах, то само наличие товарной позиции на первой странице выдачи площадки уже сулит большую прибыль.
Однако алгоритмы поиска настроены так, что попасть на первую страницу могут только те товары, о которых покупатели отзываются хорошо и оценивают их 5 звездочками. Так что, продавцам так или иначе, но пришлось думать о том, как собрать побольше положительных отзывов и звездочек.
В итоге, цитирует WSJ слова Сауда Халифы, гендиректора фирмы Fakespot, разрабатывающей программные инструменты для выявления поддельных отзывов, у товаров упомянутых китайских брендов процент оплаченных или «принудительных» отзывов просто огромен:
«Средняя оценка Fakespot для этих компаний — «C». А в некоторых случаях средний процент фейковых отзывов об их товарах в листинге колеблется от 20% до 70%».
По данным же Amazon, за 2020 год специалисты компании отклонили свыше 200 миллионов подозрительных отзывов до того, как их увидели клиенты, а 99% всех принудительных проверок было проведено на основании таких данных.
Расплата еще на наступила
По мнению Майкла Пахтера, аналитика агентства Wedbush Securities, количество фейковых отзывов на Amazon в 2020-2021 годах достигло рекордного уровня. С другой стороны, после удаления с площадки товаров Aukey, RAVPower и других китайских брендов с перспективой их полного запрета, пока остается без ответа вопрос, кто и как будет закрывать образовавшийся провал в объемах товаров:
«Неизвестно, кто заполнит пустоту, но, вероятнее всего, объемы ушедших брендов в соответствующих категориях продуктов поделят между собой другие бренды. И пока нет никаких оснований думать о том, что какую-то непропорциональную выгоду от этого получат собственные бренды Amazon».
Так или иначе, но и Пахтер и другие эксперты сходятся во мнении, что удаление брендов, которые скупают положительные отзывы, пойдет на пользу покупателям, хотя Amazon предстоит еще сделать очень много, чтобы полностью искоренить такие схемы на своей площадке.
Впрочем, Сауд Халифа уверен, что час настоящей расплаты еще не наступил:
[irp]«Это только начало. За такими глобального уровня лидерами, как Aukey и Mpow скрывались сотни других недобросовестных продавцов, которые с первого же дня работы на Amazon использовали те же или похожие схемы обмана».