По данным агентства Bloomberg, только за минувший год цена на литий выросла в пять раз, и в мире постепенно назревает проблема дефицита этого металла.
В течение нескольких последних лет по мере совершенствования технологий и увеличения объемов серийного производства аккумуляторы только дешевели.
Теперь же есть риск, что устойчивое удорожание сырья — и в частности лития — может помешать столько ожидаемому переходу мира на электромобили, стоит только ему обрести более заметные масштабы.
Для автопроизводителей же, которые тратят миллиарды долларов на аккумуляторные батареи, этот риск возрастает многократно.
Добывающие компании и правительства раз за разом озвучивают чрезвычайно амбициозными планами по увеличению добычи, но уже непонятно, как долго и в какой мере они смогут удовлетворять стремительно растущий спрос на литий.
Не пропустите: К 2025 ГОДУ BMW ПЛАНИРУЕТ ПРОДАТЬ 2 МЛН ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
Рынок лития — дефицит или избыток запасов?
Как отмечает Bloomberg, шесть ведущих аналитических компаний, специализирующиеся на прогнозировании рынка лития, очень неоднозначны в своих оценках. Прогнозы соотношения запасов с проса к 2025 году варьируются от дефицита в 13% до профицита в 17%, равно как и прогнозы по объему рынка: от 502 тыс. тонн — до 1.25 млн тонн.
Такой разрыв в прогнозах, по мнению авторов публикации, отражает нынешние сравнительно небольшие размеры самого рынка лития. С другой стороны, те же аналитики прогнозируют его увеличение не менее чем на 20% ежегодно до 2025 года включительно.
Для сравнения, на более крупных и устоявшихся товарных рынках (меди, к примеру), где профицит и дефицит обычно представляют собой долю спроса, типичные темпы роста составляют от 2 до 4% в год не более.
Прогнозы эти важны, потому что банки используют их практически для всего: от оценки будущих продаж электромобилей до оценки кредитов для горнодобывающих проектов.
А нечеткие рыночные прогнозы оставляют больше места для резких колебаний цен, когда начинается так называемая паника предложения. Что в свою очередь, неизбежно вызовет особую озабоченность у автопроизводителей, у которых от цен на литий во многом зависят планы производства новых электрокаров.
Не пропустите: BYD НА 218% УВЕЛИЧИЛА ВЫПУСК ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И ‘ГИБРИДОВ’ ЗА 2021 ГОД [ВИДЕО]
Автомобильные компании несколько лет к ряду очень активно экспериментируют с компонентами для аккумуляторов, стараясь свести к минимуму использование таких металлов, как кобальт, за счет увеличения доли обычных элементов, таких как железо.
Но так как литий по-прежнему является основой практически каждой аккумуляторной технологии, разработанной применяемой в коммерческих целях, повышение его цены мгновенно станет проблемой для всей отрасли.
Цена на литий и продажи электромобилей
Например, по данным Benchmark Mineral Intelligence, если спотовые цены на литий останутся на сегодняшнем уровне, это автоматически означает плюс еще порядке 1000 долларов к стоимости нового электромобиля. И агенство также прогнозирует превышение спроса над предложением, даже если к 2025 году производство лития, как ожидается, будет увеличена вдвое по сравнению с уровнем 2021 года.
Не пропустите: ЛИТИЙ-ИОННЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ ТЕРЯЮТ ЁМКОСТЬ ВМЕСТЕ С КИСЛОРОДОМ — ИССЛЕДОВАНИЕ
Ведущие производители лития, включая чилийскую SQM, ежегодно увеличивают объемы почти на 50%. И до недавних пор автомобильная промышленность относительно спокойно относилась к незначительных колебаниям в объемах поставок этого металла. В основном потому, что его много в странах с благоприятными условиями для горнодобывающей промышленности, включая Чили, Австралию и Канаду.
Сегодняшние же опасения резкого скачка предложения, отмечает Bloomberg, отчасти являются причиной того, что большинство крупнейших горнодобывающих компаний не спешат пока вкладываться в литиевые активы. Группа Rio Tinto — единственная крупная горнодобывающая компания, которая на сегодняшний день проявила интерес к рынку лития.
Предложение лития — прогноз
Другие же крупные производители лития, в том числе Ganfeng Lithium, Albemarle, SQM и Livent пока предпочитают проявлять осторожность. Внезапный всплеск цен, случившийся несколько лет назад быстро спал, поскольку производители наводнили рынок. И некоторые аналитики предупреждают, что это может повториться снова.
Вместе с тем, по мнению тех же экспертов, существуют и весьма веские причины, способные привести к значительным проблемам с поставками. Одна из основных — традиционные задержки в реализации проектов в горнодобывающей промышленности. В McKinsey & Co, например, напоминают, что свыше 80% проектов либо отстают по срокам, либо реализуются с превышением бюджета.
Кроме того, сегодня даже крупнейшие горнодобывающие компании с трудом наращивают объемы производства из-за жестких экологических норм. Несмотря на то, что литий является ключевым материалом для «зеленых технологий».
Не пропустите: ДОБЫЧА ЛИТИЯ РАЗРУШАЕТ ЭКОЛОГИЮ РЕГИОНА?
Не далее как месяц назад компания Rio Tinto объявила о намерение пересмотреть планы реализации проекта по добыче лития стоимостью $2.4 миллиарда долларов в Сербии после того, как по стране прокатилась волна протестов. И в Чили, обладающей крупнейшими в мире запасами лития, горнодобывающая промышленность также сталкивается с острой политической оппозицией.
Но в любом случае, подчеркивает Bloomberg, какими бы убедительными ни были риски, связанные с поставками лития, риск значительный рост спроса действительно повлияет на то, как именно рынок отреагирует на избыток или нехватку лития.
[irp]