Дофаминовая модель устарела, акции падают: соцсети ищут новые «средства»

Как Facebook в какой-то момент стал бизнесом с оборотом в 1 триллион долларов? А просто надо уметь не только «соединять людей», но еще и удерживать их на своей платформе. Чем дольше — тем лучше…

И надо сказать, что Meta Platforms Inc. (материнская компания Facebook), равно как и, к примеру, Alphabet Inc. годами совершенствуют чрезвычайно прибыльное в наше время мастерства создания продуктов, вызывающих реальное привыкание.

«Лайки», яркие и бесконечные ленты новостей, рекомендованные ролики и пр. — это всё как раз оно и есть. «Дофаминовая модель«, однако…

Классный VPN с хорошей скидкой

Не пропустите: GAMEFI, НОВЫЙ ТРЕНД В МИРЕ NFT: ЧТО ЭТО И КАК НА ЭТОМ ЗАРАБАТЫВАЮТ

А ведь аж  10 лет тому назад инженер Гийом Шасло (уволился из Google в 2013 году), один из авторов алгоритма подбора пресловутых рекомендованных роликов YouTube, рассказывал, что разработчикам изначально ставилась задача создать такое решение, которое будет побуждать пользователей как можно дольше задерживаться на сайте.

«Когда вы оптимизируете время, которое проводите за просмотрами, на самом деле вы оптимизируете зависимость. Даже я тогда этого не осознавал», — писал Шасло.

Реакция на эту информацию конечно же последовала. Но после нескольких лет сплошной критики в адрес так называемых IT-гигантов, механизмы «вовлечения и затягивания» стали еще изощреннее и теперь применяются едва ли не повсеместно.

BeReal и Wordle — новая «замануха» в социальных сетях

Разработанная французской компанией социалка BeReal «всего лишь» требует от своего пользователя выкладывать самые обычные фотки, себя и всего, что есть рядом. Выкладывать рандомно, но каждый день.

Получается как бы весело. Вместо профессионально отфотошопленных пляжных селфи публика снимает все подряд: двойные подбородки, клавиатур ноутбуков, толпы народу в транспорте.

Это называется «обыденные моменты повседневной жизни». Приложение не содержит бьюти-фильтров и не рекомендует выставлять постановочные фото.

Не пропустите: В TESLA СЧИТАЮТ БИТКОЙН ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ НАЛИЧНЫМ

По данным же ресурса data.ai (публикующую статистику мобыльных приложений), BeReal скачали уже более 10 миллионов раз (по состоянию на май 2022 года), соцсеть нынче в большой моде у американских, британских и французских подростков и студентов, потому количество загрузок растет непрерывно. В чем фишка?

«BeReal не показывает фальшивую жизнь, как инфлюенсеры в Instagram, — цитирует Bloomberg 15-летнюю Элис из Лондона, которая  в включилась в BeReal с апреле по рекомендации друзей. — И что еще более важно, это приложение не вызывает такой зависимости, как Instagram. На самом деле достаточно открывать его раз в день, когда там много новых фоток. Я пользуюсь BeReal уже несколько месяцев,  поскольку трудно игнорировать двухминутные уведомления о новых публикациях. Но я не завишу от него, как Twitter, куда приходится заглядывать по несколько раз на дню».

Чит-код для Wordle: как это делается - 404 - пропала игра

Аналогичным «всего лишь разок открыть» нравится миллионам и игрушка Wordle. Это просто кроссворд (принадлежит газете New York Times Co.), в нем каждый день надо разгадать новое слово и затем можно рассылать свой вариант ответа друзьям и знакомым. Тоже увлекательно и потому прикольно.

А получается, что BeReal и Wordle хоть и не приучают пользователя следить за приложением 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, но вполне успешно вырабатывают у него устойчивую привычку ждать. Другими словами, они не представляют контент, а поощряют уникальную ежедневную практику, ориентированную на другие цели.

Не пропустите: В NFT ВКЛАДЫВАЮТСЯ ДАЖЕ СТАРЫЕ БРЕНДЫ: КУДА ЗАКАТИТСЯ МИР?

Разумеется, оба эти сервиса вряд ли задержатся с нами надолго. Сколько таких было… А все потому, что социальные сети и онлайн-платформы  — бизнес очень непостоянный. Если их владельцы умеют только привлечь внимание массового пользователя, но не по какой-то причине не умеют его удержать.

Однако нынешний успех Wordle и BeReal, по мнению специалистов, во многом обусловлен тем, что обе «игрушки» отлично стыкуются с еще одним, более широким культурным феноменом: повышенной осведомленностью целевого потребителя (в первую очередь подростков и молодежи) о психологических рисках, связанных с проведением большого количества времени в социальных сетях.

К слову, новые «секретные» учетные записи в Instagram (т.н. finsta), где можно публиковать более интимные фотки для близких и друзей  — тоже из этой же темы.

Facebook меняет бизнес-модель

По иронии судьбы, крупнейшей компанией, отказавшейся от «дофаминовой модели», может стать Facebook. Не верится? Тем не менее,  в будущей Метавселенной, куда Марк Цукерберг уверенной рукой направляет свою Meta, привыкание вырабатываться будет явно как-то иначе.

Во-первых, зайти в виртуальную реальность как минимум хлопотно. И не быстро. VR-гарнитуру надеть надо, дождаться, пока загрузится все, что нужно. Да и в той же Oculus Quest 2 долго не высидишь, час-два — и появляется дискомфорт.

Шлемы (или очки) виртуальной реальности следующих поколений наверняка будут и легче, и удобнее, но все же, и это во-вторых, VR-среда требует от пользователя гораздо больше осознанного внимания и усилий, чем просто тапнуть десяток раз по экрану смартфона. А ведь, как показывают современные исследования, среднестатистический мобильный юзер только проверяет свой смартфон от 50 до 100 раз в день.

Играем руками: ТОП 10 самых ярких игр с отслеживанием рук для Oculus Quest 2

Не пропустите: МНЕНИЕ: ПОЧЕМУ ЛУЧШИЕ ИЗ VR-ГАРНИТУР ЕЩЕ ДОЛГО НЕ ЗАМЕНЯТ ТЕЛЕВИЗОР

В Метавселенной, очевидно, этим дело не ограничится, вне зависимости от того, насколько легкими и комфортными будут VR-шлемы. Более того, есть мнение, что на целенаправленную деятельность в виртуальной реальности Метавселенной пользователю надо будет выделять времени в среднем никак не меньше, чем на просмотр телевизора.

Потому помимо VR не менее перспективным направлением считается и AR, то есть, дополненная реальность. Эта технология обеспечивает доступ к информации «в реале» и без необходимости погружаться в виртуальную среду. Она проще и удобнее, а значит, можно предположить, что AR, обеспечивая более комфортную смычку между реальным и цифровым мирами, имеет и более высокий потенциал привыкания.

«Метавселенная требует времени и большого внимания», — отметил в одном из своих недавних интервью автор книги The Making of Second Life («Создание второй жизни») Вагнер Джеймс О. — Например, нельзя и фильм смотреть, и заходить в Метавселенную, а листать ленту новостей Facebook пока на экране что-то скучное — можно».

С Метавселенной пока проблемы

Всего каких-то 20 лет назад тогдашние скептики в один голос твердили, что доступ в Интернет — это слишком сложно, как для обычного бытового уровня. А оно вон как оказалось…

С другой стороны, не так уж неправы нынешние скептики, которые пока не разделяют представления Facebook о том, как люди будут целыми днями работать, общаться и развлекаться в Метавселенной. Как ни крути, но переключаться с материальной реальности на хоть и очень яркую виртуальную крайне неудобно, в том числе и психологически.

Не пропустите: В КНР ПРИНЯТЫ СТАНДАРТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

И это не единственная проблема будущей Метавселенной. Разработчикам предстоит еще придумать, как защитить пользователей от агрессии, домогательств и прочих нехороших явлений.

Но зато уже сегодня, как предупредил один из экс-менеджеров Facebook Фрэнсис Хоген, в компании уже во всю планируют, как Метавселенная будет формировать привычки:

«Думаю, она будет не менее завлекающей, чем компьютерные игры. А согласно данным специальных исследований, разные психические расстройства от игрушек диагностируются редко: всего у 0.3-1% взрослого населения США, Великобритании, Канады и Германии (по данным от 2016 г.)».

Финансы Метавселенной и метавселенные финансов - началось

Поможет ли Метавселенная Meta cохранить прибыли?

Да-да, это вопрос первостепенной важности. Ведь это у пользователей Facebook вызывает привыкание, а для компании — это источник выдающегося финансового успеха.

В прошлом году Meta заработала $39.4 млрд, при общем объеме продаж в $117 млрд. Цукерберг в настоящее время числится на 15-м месте в рейтинге самым богатых людей мира.

Однако оценка финансового потенциала будущей Метавселенной пока остается вопросом открытым. А все потому, что, как выяснилось, гарнитура виртуальной реальности пока не умеет стимулировать мозг человека к выработке дофамина так же, как смартфон.

Не пропустите: ФИНАНСЫ МЕТАВСЕЛЕННОЙ И МЕТАВСЕЛЕННЫЕ ФИНАНСОВ — НАЧАЛОСЬ

Отсюда вопрос: как же Meta собирается поддерживать текущий уровень доходов от рекламы, если в Метавселенную люди не все никак не научатся ходить по 100 раз на дню, как в Facebook или Instagram?

И вопрос этот с некоторых пор лишь усиливает скептицизм инвесторов в отношении будущего финансового потенциала модели. Акции Meta упали на целых 43% с начала года. Это еще более существенное падение, чем у Alphabet (снижение на 22%) и Amazon (снижение на 23%), которые тоже не лучшим образом переживают нынешние пертурбации на рынке технологий.

Metaversum явно обойдется компании Цукерберга в миллиарды. А раз так, то можно с уверенностью предположить, что BeReal и прочите популярные «игрушки» — это этап поиска, очередной, но не последний, и на нем большой бизнес точно не остановится. Если старые методы выращивания цифровых наркоманов действуют слабо, рано или поздно будут найдены новые…

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях