Дефицит меди растет в глобальных масштабах по мере роста спроса на этот металл, что может привести к срыву так называемого энергоперехода и поставить под угрозу достижение нулевых выбросов.
Медь широко применяется в производстве электромобилей, ветряных и солнечных электростанций, а также инфраструктуры транспортировки и хранения «зеленой энергии«.
Согласно прогнозам, нынешний, фактически рекордный спрос на медь почти удвоится уже к 2035 году.
Не пропустите: Сколько лития хватит миру: прогнозы неоднозначны — Bloomberg
Однако если не будет решена проблема существенного наращивания поставок металла, то заявленные климатические цели так и останутся недостижимыми.
К такому выводу пришли эксперты компании S&P Global.
Электромобили, солнечные и ветряные электростанции, аккумуляторы для хранения энергии — для всего этого требуется очень много меди.
По данным S&P Global, для изготовления электромобиля меди требуется в 2.5 раза больше меди, чем для изготовления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Солнечным электростанциям на каждый мегаватт установленной мощности требуется вдвое больше меди, чем станциям, работающим на природном газе или угле. А оффшорной ветровой электростанции — в 5 раз больше!
Медь также является одним из ключевых компонентов инфраструктуры, обеспечивающей передачу возобновляемой энергии. Из неё изготавливаются кабели, транзисторы, преобразователи и пр.
«Энергопереход будет гораздо больше зависеть от меди, чем от нашей нынешней энергетической системы, — отметил в интервью каналу CNBC вице-председатель S&P Global Дэниел Ергин. — Медь — это металл электрификации, и переход к новой в значительной степени зависит от него».
В отчете прогнозируется, что к 2035 году спрос на медь почти удвоится и составит порядка 50 миллионов тонн ежегодно. К 2050 году он превысит 53 млн тонн. По подсчетам S&P Global, это больше, чем вся медь, которую мир потребил в период с 1900 по 2021 год.
Основным драйвером роста спроса на медь по прежнему будет оставаться оборудование ВИЭ. И такими темпами, считают в S&P Global, к середине следующего десятилетия глобальный спрос на медь со стороны производителей электромобилей, ветровых и солнечных электростанций, а также аккумуляторов утроится.
При этом спрос нарастать будет сразу во всех регионах планеты, из-за чего цены на металл поднимутся до беспрецедентного уровня.
Вместе с тем, подчеркивают эксперты S&P Global, нарастить объемы добычи меди будет очень не просто. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на разработку и выведение на проектную мощность нового месторождения меди требуется в среднем 16 лет.
Потому по состоянию на сегодня непрерывно растущий спрос на медь удовлетворяется лишь частично, притом только за счет увеличения объемов добычи на работающих месторождениях и применения технологий более глубокой переработки руды.
Сценариев развития ситуации S&P Global прогнозирует пока два. Худший предполагает, что производство меди так и останется примерно на нынешнем уровне, а значит и в 2035 году на рынок поступать будет не будет 10 млн тонн меди.
Не пропустите: LONGI VS TRINA / 182 ММ VS 210 ММ — РЫНОК СОЛНЕЧНЫХ ПАНЕЛЕЙ НОВАЯ БИТВА
И даже согласно более оптимистичному сценарию, предполагающему, что добыча металла вырастет, а переработка улучшиться, проблему острого дефицита меди в 30-е годы решить все равно не получиться.
Поэтому, говорится в отчете, для удовлетворения спроса и достижения цели нулевых выбросов к 2050 году меди не хватит при любом сценарии.
В настоящее же время, напоминают эксперты S&P Global, цены на медь по-прежнему «находятся под давлением». Цены на сырьевые товары в последнее время падают из-за опасений рецессии, и это может означать, что рост спроса на медь тоже несколько замедлится.
В пятницу цена на медь упала ниже 7000 долларов США за тонну, достигнув самого низкого уровня с ноября 2020 года. Во втором квартале цена на медь зафиксировала худшие трехмесячные показатели за более чем десятилетие. via