Впервые Tesla, в настоящее время один из крупнейших участников высококонкурентного китайского рынка электромобилей, существенно снизила цены на модели, которые производятся на шанхайском заводе компании, в октябре прошлого года.
Далее цены на «шанхайские» Tesla снижены были еще на 14% в январе, после чего некоторые из моделей стали стоить почти на 50% дешевле, чем точно такие же в США и Европе.
После этого основным конкурентам компании на китайском рынке буквально пришлось предпринимать ответные меры. Первыми снижением цен на свои авто отреагировали местные «новички», в частности Xpeng и Nio.
Не пропустите: ГДЕ САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ MODEL Y И ПРОЧИЕ ТЕСЛЫ?
Рынок не стал ждать
Вслед за ними зашевелились и ведущие международные бренды, такие как Volkswagen и Mercedes-Benz Group, которые на некоторые модели «выкатили» скидки до 70000 юаней (ок. $10k).
Ford Motor тоже не стал медлить — цена на электрический внедорожник Mach-E в Китае упала до 209900 юаней, то есть, он стоит теперь на треть дешевле, чем в США. А к сегодняшнему, по данным Bloomberg News и местных СМИ, по меньшей мере 30 других автопроизводителей тоже заметно снизили цены на свою продукцию.
Ситуация стала настолько «неоднозначной», что в минувшую среду Китайская ассоциация автопроизводителей призвала производителей прекртить ценовую войну, напомнив, что в долгосрочной перспективе это приведет к замедлению продаж и затовариванию складов.
Ассоциация заявила, что отрасль должна «вернуться к обычному режиму ведения бизнеса», который обеспечит ее дальнейшее здоровое развитие.
Заявления представителей Ассоциации поддержали и китайские государственные СМИ, которые со своей стороны подвергли критике решения региональных властей КНР о предоставлении субсидий на автомобили местного производства. Особого упоминания в публикациях удостоены были руководство провинция Хубэй и пользующийся господдержкой автопроизводитель Dongfeng Motor Group , который тоже резко снизил цены на модели Citroen C6 на целых 90000 юаней, то есть почти на 40%.
Не пропустите: 1.2 МИЛЛИОНА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ЗА 2 ГОДА ПРОИЗВЕДУТ ЗАВОДЫ ЧЖЭЦЗЯН
Трудное время?
Как отмечает Bloomberg, снижение цен компании затеяли в весьма непростой для китайского автопрома период. После долгосрочных ограничений из-за COVID в стране уровень потребительских расходов остается сравнительно низким. На продажи также повлияла отмена государственных субсидий на покупку электромобилей в конце прошлого года. А сбои в цепочке поставок комплектующих до сих пор негативно сказываются на работе предприятий.
Тем не менее несмотря на эти проблемы и спад в экономике, розничные продажи новых полностью электрических и подключаемых гибридных автомобилей в Китае почти удвоились до 5.67 млн. ед. При этом почти каждый третий электромобиль из этого количестве произвел местный автогигант BYD.
Что же касается Tesla, то в ноябре прошлого года шанхайский завод реализовал более 100000 авто, установив таким образом новый собственный рекорд продаж.
По мере роста популярности электромобилей на автомобильном рынке Китая начались «очень глубокие изменения», заявил в интервью Bloomberg TV финансовый директор копании Nio Стивен Фэн.
«Мы должны пройти через эту ценовую войну, после которой, мы уверены, в отрасли произойдет глубокая фундаментальная консолидация, — подчеркнул Фэн. — Сегодня практически все согласны с тем, что в Китае появилось слишком много автопроизводителей».
Покупатели становятся более разборчивыми, а спрос высок, уточнил Фэн, добавив, что Nio намерена продать четверти миллиона электромобилей в этом году, что вдвое больше, чем в 2022 году.
Глава же производства Tesla Том Чжу, как пишет Bloomberg, считает, что весь нынешний «огромный спрос» активизировало именно снижение цен, которое начала его компания.
Не пропустите: К 2025 ГОДУ 32% РЫНКА ЛИТИЯ БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ КИТАЙ — ПРОГНОЗ
Перспективы
По данным Bloomberg New Energy Finance, продажи электромобилей в Китае в этом году могут достичь 8.1 млн единиц. Для сравнения, по прогнозам, в Европе за этот год купят около 3.2 млн электромобилей, а в Штатах — около 1.9 млн ед.
При этом, по данным Sanford C. Bernstein & Co, уровень конкуренции снижаться не будет и только в этом году в Китае будет представлено 155 новых чисто электрических и подключаемых гибридных моделей. А это означает, что дальше снижать цены смогут уже только крупные и более сильные в финансовом отношении участники рынка.
Не пропустите: ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ HINA БАТАРЕЙ ПРЕДСТАВИЛА JAC
По словам эксперта АО Automotive, «у Tesla есть несколько миллиардов долларов, которые компания может на такое потратить, а другие не могут«.
Впрочем, согласно приведенной Bloomberg служебной записке аналитиков Morgan Stanley от 19 марта, помимо Tesla, к еще одному раунду снижения цен готова и корпорация BYD, что «еще больше обострит начатую Tesla ценовую войну и ускорит передел рынка».
Кроме того, по информации Morgan Stanley, на следующие 18 месяцев в таком «военном» режиме ресурсов достаточно и у трио новичков китайского рынка электромобилей, Nio, Xpeng и Li Auto:
«Дешевеющие электромобили становятся еще более привлекательными по сравнению с бензиновыми автомобилями, усиливая тем самым ценовое давление и автопроизводителей авто с ДВС», — сказал в интервью Bloomberg Ян Цзин, директор отдела корпоративных исследований Китая агентства Fitch Ratings. via