Спрос на двухколесные транспортные средства с электроприводом стремительно растет по всему миру. Безусловными лидерами являются страны Азии, и в частности Китай, за рынок которого нынче жестко конкурируют ведущие производители электроскутеров и мотоциклов.
В странах Азии мопеды, скутеры и мотоциклы в настоящее время составляют порядка 30% от общего количества транспортных средств (ТС), применяемого население для поездок на небольшие расстояния, а также для перевозки пассажиров и грузов.
Только за 2021 год в данном регионе (и только на континенте) таких ТС продано было порядка 45 миллионов единиц.
Не пропустите: Мнение: чем электробайк лучше машины в городе [архив]
По прогнозам же агенства McKinsey, к 2030 году продажу двухколесных ТС во всем мире вырастут в среднем на 8.7%, а общий объем рынка превысит $228 млрд. При этом около трети новых моделей будут иметь электропривод, а объемы продаж электроскутеров и мотоциклов расти будут в среднем на 12% ежегодно.
Сегодня же, по информации агенства, двухколесные ТС с ДВС в странах Азии потребляют более половины от общего объема бензина, расходуемого транспортом, и их долю приходится от 5 до 10% выбросов углекислого газа. В том числе и поэтому Китай и другие страны региона реализуют масштабные программы по переходу на электрические ТС.
Электрификация двухколесного транспорта – проблемы есть
К настоящему дню уровень электрификации двухколесных транспортных средств всех основных типов достиг 5%. По мнению специалистов, ускорению процесса серьезно препятствует целый ряд факторов, в частности:
- относительно высокие затраты на покупку, что обусловлено дороговизной аккумулятора;
- малая мощность и небольшой запасом хода по сравнению с моделями с ДВС;
- ограниченный модельный ряд;
- повсеместный дефицит зарядных станций;
- отсутствие развитых систем финансирования.
Вместе с тем, в целом ряде аспектов наблюдается также весьма заметный прогресс. Например, новые литий-железо-фосфатные (LFP) и никель-марганцево-кобальтовые (NMC) батареи способны обеспечить запас хода от 80 до 120 км на одном заряде.
Кроме того, по т.н. Общей стоимости владения (покупка плюс эксплуатация) электрические двухколесные ТС во многих регионах уже сравнимы с моделями на бензиновых ДВС.
А с учетом неуклонно растущим объемам выпуска новых электромотоциклов и скутеров, они скоро могут стать даже дешевле, чем обычные. В основном за счет удешевления новых аккумуляторов (на которые приходится до 35% цены каждого нового ТС), а также за счет госсубсидий, которые в некоторых странах уже составляют до 25% в цене нового ТС (к примеру, в Индонезии).
Еще одна существенная для дальнейшего развития рынка электромототранспорта — не ясно пока, какой тип батареи — постоянная или сменная — станет стандартом. А от этого зависят как сфера применения таких ТС и их розничная стоимость, так и перспективы развития зарядной инфраструктуры для них.
По последним подсчетам, двухколесный электроскутер типовой конструкции за день проезжает в среднем не более 30-40 км. Очевидно, что при таком расходе заряда владельцу батарею заряжать в достаточной степени удобно и дома, и вне дома.
Но в любом случае процедура эта занимает время. В зависимости от ёмкости аккума — от получаса и дольше (хотя уже есть модели с быстрой зарядкой, которые до 80% ёмкости заряжаются за считанные минуты. В итоге получается, что для электроскутеров, которые используются в коммерческих целях (курьерские сервисы, доставка еды, шеринг, такси и пр), эффективнее и выгоднее сменные батареи.
Не пропустите: Глобальные доходы от сервисов мобильности вырастут до $660 млрд уже в 2030-м
Страны-лидеры по производству электрических двухколесных ТС
Рынок скутеров, мопедов и мотоциклов растет быстро. За 2021 год в мире было продано рекордные 10.9 млн единиц таких ТС, что на 81% больше, чем в «допандемийный» 2019 год. При этом на «электрички» пришлось более 17% от этого количества. Для сравнения, доля электромобилей в общем объеме продаж новых легковых авто за этот же период не превысила 14%.
На мировом рынке элекроскутеров и -мотоциклов по-прежнему доминируют китайские марки. Даже несмотря на регулярные и длительные остановки производства за время карантинов, и вызванное ими падение продаж на 19%.
А компания Niu Technology, один из крупнейших в КНР производителей электрических двухколесных транспортных и крупнейший их экспортер в страны Европы, зафиксировала еще более глубокий спад продаж – на 27%.
Сложная ситуация с пандемией в Китае по итогу привела к сокращению продаж электроскутеров и мотоциклом до 9.6 млн единиц, при общем объеме реализации двухколесных ТС в 55 млн единиц.
Второе, после КНР место по количеству продаж электрических двухколесных транспортных средств, в основном электромопедов и скутеров, занимает Индия , где их насчитывается более 1.3 миллиона. Покупки таких ТС активно поддерживает субсидия из госбюджета, однако объем финансирования с некоторых пор не превышает 40% от цены нового изделия. Что существенно снизило уровень продаж по сравнению с прошлым годом.
Третий крупнейший в мире рынок рынок электроскутеров и мотоциклов – Вьетнам. До 14% новых моделей, которые продаются в стране, электрические и доля их быстро растет. В немалой степени благодаря тому, что производственные мощности китайской компании Yadea, глобального лидера рынка электроскутеров, расположены во Вьетнаме.
Быстро растет доля двухколесных электро-ТС также на рынках Тайваня, Филиппин и Индонезии.
Электроскутеры и электромотоциклы на Западе
В странах Запада, включая и т.н. развитые экономики, применение двухколесного электротранспорта в социальной, коммунальной сферах и в бизнесе по объективным (природным) причинам ограничено.
Однако здесь быстро растет популярность электромотоциклов, которые граждане приобретают для поездок на небольшие расстояния, а также для личного отдыха и спорта. Впрочем, данная тенденция уже объявлена глобальной.
Свидетельством тому резкий рост продаж — на 189% по сравнению с предыдущим годом — в 2022 году японских марок Японии. В этой связи, компания Honda, которая за 2021 год продала 150000 электроскутеров и мотоциклов, уже анонсировала планы к 2025 году достичь уровня 1 миллион единиц в год, а 2030 году — 3.5 млн.
По данным же Европейской ассоциации производителей мотоциклов (ACEM), продажи электрических мотоциклов и скутеров в Европе в 2022 году выросли значительно и во многих странах:
- в Италии куплено было 16700 единиц таких ТС (рост на 60% в годовом исчислении);
- во Франции — 36000 ед. (рост на 42%);
- в Германии — 29000 ед. (рост на 16%).
Однако в первой половине 2023 года на этом рынке отмечено было значительное снижение продаж новых ТС. Притом несколько неожиданное, с учетом того, что в ЕС покупателям электромотоциклов полагается специальный «эко-бонус» в размере до 3000 евро (в случае, когда новый электро-байк покупается после утилизации старого). Спад на рынке европейские эксперты объясняют высокой инфляцией в ЕС и сокращением поставок из Китая.
Крупнейшим европейскими производителями электрических мотоциклов являются итальянские компании Vmoto Soco и Energica. Последняя налаживает экспорт байков в США и страны Азии, а также разрабатывает гоночные модели Ego Corsa для чемпионата мира MotorE.
Гоночный Ego Corsa оснащен синхронным двигателем с постоянными магнитами и масляным охлаждением. Его максимальная длительная мощность составляет 120 кВт. С 0 до 100 км/ч байк разгоняется менее чем за 2.8 секунды, максимальная скорость 270 километров. Коробка передач и сцепление у гоночного Ego Corsa не предусмотрены:
Не пропустите: Электровелосипеды: рынок растет быстро и будет расти
Крупнейшим же европейским рынком электрических двухколесных транспортных средств в настоящее время является … Турция.
И тоже не в последнюю очередь «благодаря» пандемии. Турецкие марки Arora, RKS и Kuba, которые выпускают преимущественно электроскутеры, в этом году демонстрируют трехзначную динамику продаж.
Переломным же моментом в истории скутеров и мотоциклов эксперты называют выпуск первого электрического Harley-Davidson (LiveWire). Когда лично президент компании Йохан Цайц заявил, что будущее марки отныне исключительно за электрическими байками. via