Евросоюз начал поэтапное введение в действие механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который фактически является системой таможенных пошлин на углеродные выбросы (выбросы углекислого и угарного газа) при производстве за границей товаров, импортируемых в ЕС.
Первый предварительный этап введения в действие этого механизма начинается 1 октября в 00:00 по брюссельскому времени (01:00 мск).
До 1 января 2026 года система будет работать в режиме сбора информации.
Не пропустите: Выбросы CO2 в ЕС ниже, чем до пандемии — промышленность бежит или закрывается
А с 2026 года Брюссель начнет поэтапно облагать «зеленой пошлиной» весь импорт товаров в ЕС, этот процесс должен завершиться в 2034 году, когда стоимость углеродных выбросов должна стать неотъемлемой частью любых продаваемых в Евросоюзе товаров.
Система обяжет импортеров иностранной продукции приобретать углеродные сертификаты на закупаемые товары. Это будет повышать конечную стоимость ввозимых в Евросоюз товаров, снижая их конкурентоспособность по сравнению с производимой в ЕС продукцией.
Чем больше углеродных выбросов при производстве конкретного товара, тем больше углеродных сертификатов потребуется приобрести, чтобы ввозить этот товар в ЕС.
Фактически Еврокомиссия намерена таким образом переложить на иностранных производителей часть своих расходов по переводу экономики ЕС на «зеленые рельсы».
Как ранее пояснил глава Европейского совета Шарль Мишель, Евросоюз «является лидером в зеленом переходе, поэтому не может допустить, чтобы иностранный экспорт получал необоснованные конкурентные преимущества за счет высокоуглеродного производства«.
С 1 января 2026 года на основе собранной за два года и три месяца базы данных, которая далее будет ежегодно обновляться, импортеры будут обязаны закупать углеродные сертификаты для ввозимых в ЕС товаров.
Каждый год импортер должен будет отчитываться перед регулятором о количестве ввезенных в ЕС товаров за предыдущий год и об объеме их углеродного следа, а также сдавать регулятору соответствующее количество углеродных сертификатов.
Приобретать эти сертификаты производитель сможет в свободном режиме в течение года. Их цена будет плавающей и будет выражаться в евро за тонну выбросов CO2.
Цена будет привязана к уже действующей в ЕС системе торговли квотами на углеродные выбросы (Emission Trading System, ETS). Цена на углеродные сертификаты будет определяться на основе средней недельной биржевой стоимости тонны углеродных выбросов в системе ETS.
Не пропустите: Мировой рынок квот на выбросы вырос до 850 млрд евро
Поэтапное распространение этой системы на всю внешнюю торговлю Евросоюза должно завершиться к 2034 году, когда углеродные квоты должны стать обязательной частью стоимости любого продаваемого в странах Евросоюза товара, произведенного как за пределами ЕС, так и внутри Евросоюза (в этом случае стоимость выбросов должна формироваться в системе ETS).
Евросоюз утверждает, что эта система находится «в полном соответствии с нормами ВТО». via