Для профессионального маркетолога СМС-рассылки давно стали инструментом привычным, стабильно эффективным (при условии грамотной его эксплуатации, конечно) и, главное, предсказуемым. По крайней мере, так считалось до тех пор, пока в дело не вступил ИИ…
К слову, это наверняка удивит многих наших читателей, однако, как отмечают специалисты сервиса smsc.ru, даже в наши дни 98% СМС получатели как минимум открывают, и почти в половине случаев (45%) переходят по ссылкам, которые содержатся в сообщении. Такие вот «старые» СМС-ки…
Что же касается ИИ, то феерически хайповый дебют ChatGPT и последующий прорыв т.н. генеративных ИИ в самые разные отрасли народного хозяйства, в том числе и в маркетинг, стал хорошим поводом пересмотреть некоторые привычки.
Ведь маркетологу просто по долгу службы надлежит быть в авангарде инноваций и осваивать новые решения раньше всех.
Тем более, что ИИ-технологии именно в СМС-маркетинге открыли целый ворох новых возможностей: от собственно генерации сообщений и до анализа данных проведенных кампаний с автоматической корректировкой запланированных.
Преимуществ действительно много:
- смарт-системы учатся быстро — в т.ч. и составлять персонализированные СМС, которые, по последним данным McKinsey, в 5-8 раз увеличивают рентабельность каждой рассылки и от 10% — объем продаж рекламируемого продукта/услуги;
- рост вовлеченности аудитории — за счет углубленного анализа реакции людей на СМС и непрерывной оптимизации следующих рассылок (91% покупателей выбирают бренды, которые предоставляют только только актуальную информацию и рекомендации);
- чат-боты — повышают качество взаимодействия с будущими покупателями и качество обслуживания имеющихся — к 2025 году 95% взамодействий с клиентами (ответы на запросы и консультации в круглосуточном режиме, техподдержка, прием заказов, персонализированное обслуживание и пр) осуществлять будут чат-боты;
- более эффективное сегментирование и таргетирование — опять же, на основе глубокого анализа данных аудитории и с возможностью разработки еще более узконаправленных, еще более актуальных для каждого конкретного получателя, и значит, и еще более эффективных рассылок с более высокими показателями конверсии;
- возможность проведения комплексных и скоординированных маркетинговым кампаний с рассылками СМС, писем по электронной почте, сообщений в мессенджерах и в соцсетях — т.е. с охватом нескольких каналов сразу, многоэтапно, с автоматизированным и детальным анализом полученных данных и оптимизацией каждого последующего этапа (в перспективе, даже в режиме реального времени).
И это только основные и самые очевидные преимущества применения технологий ИИ в СМС-маркетинге.
Обратная сторона?
Она, конечно же, тоже есть. Как немедленно показала практика, ИИ-решения, даже самые продвинутые далеко не всесильны и не универсальны.
Более того, попытки чрезмерно активного применения ИИ в СМС-марктинге без четкого понимая, как всей специфики самого этого инструмента, так и особенностей технологии «искусственного интеллекта» могут привести (и приводят) к крайне печальным результатам.
Во-первых, эффективность применения ИИ в значительной степени определяется качеством данных о целевой аудитории. Которые являются, как правило, ни чем иным, как персональными данными, к сбору, хранению и использованию которых закон, как известно, с каждым годом относится все строже.
Во-вторых, автоматизация и персонализация на основе ИИ могут как существенно повысить эффективность СМС-рассылок, так и напрочь лишить их «человеческой составляющей» и в буквальном смысле отбить у целевой аудитории всякий интерес к таким сообщениям.
В-третьих, традиционно и в силу объективных причин не все заказчики рассылок поспевают за прогрессом в области СМС-маркетинга, что не лучшим образом отражается на понимании того, насколько ресурсоемкими могут быть кампании с использованием ИИ-решений. И, следовательно, ведет к дефициту бюджетов и существенно ограничивает потенциал технологии.
Так что, да, применение ИИ в SMS-маркетинге открывает массу новых возможностей во всем, что касается планирования и проведения рассылок, повышения эффективности анализа данных, повышения вовлеченности аудитории и конверсии и в конечном итоге продаж и прибыли. Эффективное таргетирование, персонализированные обращения, современные чат-боты показывают впечатляющие результаты.
Однако, как не превратить ИИ в инструмент «инвазивного маркетинга» и как не потерять живой контакт с аудиторией — это по-прежнему зависит от маркетолога-человека.