На днях вышел ежегодный отчет об автомобилях с т.н. «нулевым уровнем выбросов» от BloombergNEF (BNEF), который иллюстрирует настоящее состояние глобального перехода на «зеленый» автотранспорт.
Вот несколько наиболее примечательных фактов из этого, безусловно, интересного документа.
#1 — спрос еще не снижается
Вопреки регулярным сообщениям в мировых СМИ об обратном, данные о продажах не показывают признаков замедления в секторе.
Более того, по прогнозам BNEF, в этом году в мире продано будет около 14 миллионов электромобилей, что на 36% больше по сравнению с 2022 годом.
В США, где чаще всего звучат опасения относительно падения спроса, продажи растут еще быстрее и в этом году увеличатся на 50%.
Впрочем, продажи могут оказаться несколько ниже ожиданий некоторых компаний-производителей, но в целом они соответствуют прогнозу BNEF с начала года и темпы роста отрасли весьма позитивные:
Не пропустите: В Китае 430 млн машин, из них электромобилей — уже 14 млн
#2 — конкуренция растет
Если спрос в будущем и снизиться, но конкуренция — точно нет. Крупнейшие «чистые» производители электромобилей, в частности Tesla, BYD и Li Auto, за минувший год захватили целых 7% мирового авторынка (для сравнения в 2020 году был всего 1%).
При этом и «традиционный» автопром продолжает выпускать серийные модели с ДВС, даже те, которые уже явно неконкурентоспособны по цене, ассортименту или функционалу.
#3 — развивающиеся экономики тоже в тренде
В Индии, Таиланде и Индонезии спрос на них растет стремительно, притом за счет большого интереса покупателей к недорогим моделям.
Сегодня в Таиланде электромобили составляют порядка 9% от общего объема продаж новых авто, при этом уровень продаж аналогичен уровню продаж в США.
Такое быстрое развитие рынка электромобилей в Таиланде опровергает утверждение о том, что электромобили популярны только в богатых странах. Статистика продаж пока скромная, но по мере выпуска в продажу большего количества новых моделей стоимостью до 10 000 долларов, рост продолжиться.
#4 — новые производства строятся
Данные BNEF показывают, что Закон США о контроле над инфляцией способствовал привлечению $100 млрд на новые инвестиции в производство электромобилей и аккумуляторов. Строительство некоторых из этих проектов уже ведется, и BNEF ожидает, что первые будут полностью введены в эксплуатацию уже во второй половине 2024 года, а в 2025 году новых производств станет еще больше.
Кроме США выиграют от этого также Канада и Мексика, которые глубоко интегрированы в цепочку поставок электромобилей в обе Америки и имеют доступ к ключевым полезным ископаемым.
Не пропустите: Audi изучает возможность строительства завода электромобилей в США
#5 — но от ДВС отказываться спешат не все
В период с 2015 по 2021 год число стран, взявших на себя обязательство прекратить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, быстро росло.
Самый существенный скачек произошел в 2021 году, когда план поэтапного отказа от производства автомобилей с ДВС к 2035 году анонсировал Евросоюз.
Но с тех пор рост застопорился, и за минувшие два года список «отказников» увеличился незначительно. На долю таких стран в настоящее время приходится 19% продажа новых легковых автомобилей.
Полный отказ от ДВС — цель значимая, но у каждой страны по-своему. Так, и США, и Китай к 2030 году планируют лишь частично отказаться от ДВС. Но если США стремятся довести долю электромобилей до 50%, то Китай — до 40%, и этого показателя может достичь уже в следующем году.
Выполнение обязательств автопроизводителей также застопорилось. Цель достичь нулевых выбросов к 2050 году или ранее анонсировали в общей сложности 18 крупных производителей, которые удерживают 54% мирового рынка легковых автомобилей.
Число компаний, формально обязавшихся прекратить продажу новых автомобилей с ДВС, меньше, но им принадлежит 32% рынка.
И за 2023 год ни один из новых автопроизводителей не взял на себя обязательства достичь нулевых выбросов или поэтапному отказаться от автомобилей с ДВС.
А некоторые, в том числе Ford и General Motors, уже скорректировали планы по производству электромобилей, сославшись на более низкий, чем ожидалось, спрос. via