Японская экономика вступает в ключевую фазу. После многих лет стагнации и десятилетий дефляции в настоящее время наблюдается некоторое восстановление. Но при этом наибольшие проблемы возникают у малых и средних компаний.
По мнению экспертов, экономическое будущее Страны восходящего солнца зависит от того, удастся ли восстановить здоровый цикл заработной платы и цен.
Ползучий кризис в Японии начался с лопнувшего спекулятивного пузыря в начале 1990-х годов и продолжался до окончания пандемии. Так называемые потерянные десятилетия недавно завершились ростом экономической активности и ростом цен импортированной инфляции.
Не пропустите: Honda закрывает два из своих шести автозаводов в Китае
Проблемы малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятия, которые составляют 90% экономики страны вынуждены бороться с ростом цен на сырье и комплектующие.
Вместе с тем им же приходится преодолевать и серьезное давление со стороны клиентов, часто более крупных компаний, которые требуют удерживать низкие цены.
В Японии просить больше денег часто расценивается как жадность. А после нескольких лет снижения цен большинство людей выступают против их повышению.
Заплаты повышает только крупный бизнес
Судя по всему, ярлык «жадной» корпорации не распространяется на предприятия-гиганты Токио и других крупных городов, которые без проблем не только требуют от подрядчиков снижения цен, но и повышают зарплаты персоналу.
Этой весной работники транснациональных корпораций получили самый высокий годовой прирост заработной платы за 33 года — 5.1%.
В более мелких компаниях рост был гораздо меньшим, что не компенсировало потребительскую инфляцию, составившую в июне 2.8%.
Постоянно растущие цены на продукты питания и коммунальные услуги в сочетании с неизменной заработной платой будут все больше душить внутренний спрос. Так что отсутствие возможности говорить о деньгах и издержках может вскоре привести к волне банкротств в Японии.
Тем более, что в марте центральный банк повысил стоимость заимствований впервые с 2007 года, положив конец 14 годам отрицательных процентных ставок.
О следующем раунде повышения Банк Японии объявил в последних числах июля. Сейчас они составляют 0.25 процента. От того, последуют ли малые и средние предприятия этому примеру и повысят цены, в конечном итоге будет зависеть, реально ли так широко разрекламированное глобальное возрождение экономики стоимостью 4.2 триллиона долларов.
Забытое искусство переговоров возрождается
А тем временем по всей Японии директора и менеджеры записываются на курсы, где учат договариваться о ценах. Об одном из таких проектов, который организовал местный фонд поддержки предпринимательства, а возглавил 70-летний опытный переговорщик Икко Канонджи, пишет Bloomberg.
В своей презентации под названием «Ноу-хау трансфера цен» Канонджи советует неопытным бизнесменам готовиться к переговорам заранее. По мнению наставника, результаты 80% переговоры определяются именно уровнем предварительной подготовки сторон:
«Решите для себя, чем вы можете торговать и на какие уступки готовы пойти: от условий оплаты и эксклюзивности до сроков поставки и послепродажного обслуживания».
По словам Канонджи, цель любых переговоров — найти лучшее решение для обеих сторон. У каждого переговорщика свой уникальный стиль , и важно его знать.
«Решите, вы хладнокровно аналитичны или привлекательно дружелюбны, — говорит переговорщик.
Что характерно, различия в стиле переговоров коуч иллюстрирует в частности примерами из истории феодальных воен Японии:
«Ставьте четкие цели. Подготовьте альтернативные варианты на случай, если что-то пойдет не так, как планировалось. Это не драка».
Ikasazu, korosazu!
На своих занятиях Канонджи также объясняет причины, по которым небольшие компании в Японии попадают в затруднительные ситуации.
Есть старая японская поговорка «Ikasazu, korosazu«, которую можно перевести как «не давай им жить, но и не дай им умереть«.
Первоначально оно определяло отношения между феодалом и крестьянами, проживающими на его землях. В настоящее время этот девиз гораздо ближе к современной японской промышленной политике, где мелкие поставщики обслуживают гигантские предприятия, которые питают экономику страны и представляют её на международном уровне.
И крупный бизнес отлично понимает мощь своей нынешней власти. Стоит только крупной корпорации отозвать заказы, как более мелкие компании могут просто обанкротиться.
«Решающим фактором для владельцев бизнеса в ходе переговоров является страх», — считает Канонджи.
Нехорошая зависимость
Таким образом возникает нездоровая зависимость: более мелкие компании могут сохранять свои контракты, но вынуждены довольствоваться плохими условиями сотрудничества.
Когда компании не могут повысить цены на свою продукцию и услуги, они не могут передать часть прибыли работникам в виде заработной платы, цитирует Bloomberg Дональда Лоу, профессора государственной политики Гонконгского университета науки и технологий.
В стране с ограниченным благосостоянием именно государства поддерживают систему социальной защиты. Люди соглашаются на низкооплачиваемую работу, но взамен надеются сохранить ее. Культура труда в Японии более ориентирована на группу и меньше ориентирована на индивидуальный успех и деньги, чем в гиперконкурентных компаниях США , где слабых работников увольняют регулярно.
А без устойчивого роста высоких зарплат, которые приводят к росту цен, экономика колеблется. Она не способна запустить классический цикл «зарплата-цена», считает Лоу. Только когда более высокие доходы приведут к более высоким ценам, центральный банк увидит здоровый рост цен, к которому он давно стремился, добавил профессор.
Не пропустите: Автоматизация промышленности: у кого роботов больше [видео]
Деловые переговоры и денежно-кредитная политика
Переговоры – обычное дело для всего западного бизнеса. В Японии феодальная история и десятилетия дефляции заставили большинство японцев забыть, как думать об экономическом будущем компании.
По словам Канонджи, спрос на его курсы сегодня самый высокий за последние 20 лет. В первую очередь учиться переговорам приходят мелкие и средние предприниматели, на которых держится вся японская экономика.
Повышение цен являются движущей силой любой экономики, инфляции. При условии, конечно, что грамотная денежно-кредитная политика центробанка держит её под контролем, не позволяя падать слишком сильно или превышать разумный порог в 2.5%. via