Так называемые миллениалы с зуммерами на фоне перманентного «финансового стресса» тяготеют к необдуманным покупкам в стиле «а пропади оно всё пропадом!»
Явление уже настолько масштабное, что западные социологи даже придумали для него отдельное обозначение — Doom spending или буквально «расходы как в последний день«.
По информации издания Psychology Today, такие бездумные покупки люди делают для самоуспокоения и чтоб отвлечься от пессимистических мыслей о собственном финансовом будущем.
Не пропустите: Беспошлинные покупки: в Лондон стали ездить реже, а в Европу чаще
Так, многие молодые люди вместо того, чтобы копить и откладывать, тратят деньги на дорогие брендовые вещи, украшения и путешествия.
По мнению специалистов, такому отношению к деньгами во многом способствуют соцсети, в которых современная молодежь буквально живет и где очень трудно противостоять всяким-разным «трендам».
«Это очень нездоровая и вместе с тем фаталистичная практика», — цитирует издание Ильву Бекстрём, старшего преподаватель финансов Королевской школы бизнеса и в недавнем прошлом сотрудника банка.
По мнению Бекстрём, набранные в соцсетях негативные эмоции молодые люди превращают во вредные покупательские привычки.
Для наглядности Psychology Today, приводит результаты недавнего исследования компании Intuit Credit Karma, которое показало, что 96% американцев обеспокоены текущим состоянием экономики, при этом более четверти из них бессмысленно тратят деньги только для того, чтобы справиться со стрессом (опрос проводился в ноябре 2023 года).
Как заявила одна из участниц опроса, деньги она тратить умеет, но нынешний уровень инфляции и в целом политическая неопределенность совершенно не располагают к рациональной экономии:
«Я года два подряд трачу деньги на одежду и путешествия, хотя сейчас зарабатываю меньше, чем два года назад. Отчасти это от того, что больше не могу позволить себе никаких серьезных покупок, вроде дома или квартиры».
Первое поколение, которое беднее, чем их родители
Международное исследование в области персональной финансовой безопасности «Ваши деньги», проведенное агентством Survey Monkey, показало, что в среднем не более 36.5% взрослых в мире считают, что их финансовое положение лучше, чем у их родителей. А 42.8% опрошенных уверены, что живут значительно беднее, чем их родители.
По словам Ильвы Бекстрём, нынешнее молодое поколение американцев — не просто первое, которое беднее, чем их родители, а первое, которое уже уверено в том, что никогда не достигнут того уровня благосостояния, которого удалось достичь их родителям.
Именно поэтому, считает Бекстрём, молодые люди тратят много и «как в последний день«, ведь это «не что иное как попытка купить себе ощущение контроля над миром, который уже вышел из-под контроля«.