Сначала немного глобальных цифр. В соответствии с данными отчета «Measuring the information Society», ежегодно публикуемого Международным союзом электросвязи (ITU):
- по крайней мере один телевизор имеется примерно у 1.4 млрд. домохозяйств;
- около 98% домохозяйств в развитых странах и 72% в развивающихся имеют телевизор;
- около 55% домохозяйств имеют телевизор, который способен принимать цифровой сигнал;
- телевизоры, принимающие цифровой сигнаг, есть примерно у 81% домохозяйств в развитых странах и у 42% домохозяйств в странах развивающихся;
- традиционные многоканальные телевизионные платформы, к коим принято относить кабельное и домашнее спутниковое ТВ, в настоящее время противостоят постоянно растущей конкуренции со стороны IPTV (цифрового интерактивного ТВ в сетях передачи данных по протоколу IP) и наземного цифрового ТВ (DDT);
- в глобальном масштабе благодаря современным онлайн-сервисам Интернет становится все более популярным способом доставки телевизионного контента.
К этом также стоит добавить еще пару весьма показательных цифр. Не так давно мировые СМИ сообщали о неуклонном снижении количества абонентов кабельных телеканалов в США. Так, на конец 2013 года число американских семей, которые предпочитают смотреть телевизор, что называется по-старинке, т.е. подписались на кабельное ТВ, составило всего 7% от общего количества домохозяйств — показатель рекордно низкий как для Соединенных Штатов, где кабельное ТВ еще недавно было буквально в каждом доме.
Однако, это не означает, что американцы (впрочем, не только они) стали смотреть телевизор меньше. Просто теперь телевизор смотрят иначе. Массовый западный зритель активно переходит на цифровое интернет-телевидение. И по прогнозам специалистов, благодаря стремительному развитию IPTV, а также различных конвергентных услуг на основе Internet Protocol television в странах Азиатско-Тихоокеанского региона до 2016 года совокупные темпы годового роста мирового рынка IPTV составят тоже рекордные 19.41%.
Вот еще один примечательный факт. В июле минувшего года на 65-й Прайм-тайм «Эмми» (главная американская премия в области телевидения) сразу тремя золотыми статуэтками был удостоен телевизионный сериал «Карточный домик» (House of Cards). Что особенного в том, что телевизионной премией награжден телевизионный же сериал?
Дело в том, что «Карточный домик» режиссера Дэвида Финчера не транслировался по ТВ и стал первым в мире веб-сериалом, который завоевал столь высокую награду. Этот сериал изначально снимался для сервиса онлайн-просмотра фильмов и сериалов Netflix и показывался только в Интернете.
Более того, Netflix вместо того, чтобы показывать зрителям по одной серии в неделю в определённое время, как это делают обычные телевизионные каналы, сразу сделал все серии House of Cards доступными для просмотра. Но сегодня Netflix уже не единственная компания, которая успешно конкурирует с традиционным ТВ.
IPTV-сервисы растут количественно и качественно. Для зрителя же IPTV в нынешнем его виде — это прежде всего возможность интерактивного и персонализированного просмотра ТВ-контента.
Проще говоря, цифровое интернет-телевидение существенно более удобное, чем традиционное. IPTV — это не только видео высокой четкости и возможность смотреть ТВ-программы как на мониторе компьютера, так и на экране телевизора. IPTV — это также и интерактивные программные гиды с опциями поиска требуемого контента, и так называемая «картинка в картинке», когда различные каналы можно просматривать одновременно и много другое.
К примеру, компания IPNET — один из наиболее известных украинских операторов цифрового ТВ предлагает своим клиентам более 125 каналов, трансляции видеоинформации в стандарте Full HD и 3D, возможность выбора различных тематических пакетов и каналов, YouTube-серфинг непосредственно с телевизионной приставки. Плюс к этому возможность просмотра цифрового ТВ в онлайн-режиме через ПК, подключение нескольких телевизоров, высокоскоростной Интернет в качестве весьма выгодного бонуса к каждому из четырех удобных пакетов услуг IPNET, удобное обновление программного обеспечения, поддержка двухсторонней связи с ТВ-приставками абонентов и пр.
Широкий диапазон разного рода полезных дополнительных функций — это весомое преимущество современного IPTV и один из ключевых факторов его успешного развития.
VoD (видео по требованию), TimeShift (отложенный просмотр), PvR (персональная запись передач), различные интернет-сервисы — сегодня все эти функции уже фактически стали стандартом для IPTV, при этом провайдеры активно работают над расширением перечня дополнительных опций.
К слову, с точки зрения компаний-операторов IPTV является настоящим набором функциональных и удобных инструментов для работы с абонентами. Провайдеру интерактивность IPTV позволяет не только собирать и накапливать актуальную информацию о том, какой тип ТВ-контента, в какой время и какой зритель смотрит, но и взаимодействовать с абонентом в режиме реального времени, соответствующим образом реагируя на его поведение — переключения каналов, выбор пунктов экранного меню, голосование, время просмотра фильма, программы, прослушивание музыки и т.д.
Таким образом, по мере понимания отечественным зрителем всех преимуществ «интернет-ТВ» и роста его заинтересованности данной технологией конкурентные позиции IPTV будут только усиливаться. И хотя в настоящее время основным конкурентом IPTV в нашей стране по-прежнему является эфирное телевидение, массовый переход зрительской аудитории от традиционного телевидения к провайдерам, которые предлагают новые IPTV-сервисы, неизбежно состоится, притом в самое ближайшее время. Положительные тенденции развития IPTV в других странах — одно из лучших тому доказательств. Подробнее об IPTV от http://ipnet.ua/tv.html