Еще до официального анонса iPad, многие горячие головы прогнозировали начало новой эры на рынке электронных устройств для чтения. Более того, даже сейчас, когда известны подробные технические характеристики iPad-а, предположения о полном его доминировании над существующими ныне ридерами все-еще звучат.
Кое-кто успел назвать iPad «убийцей» Amazon Kindle и даже напророчил последней скорый уход с рынка. Хотя такие же «пророчества», как вы помните, касались и «убийственного» выхода iPad на рынок нетбуков. Однако реальная ситуация оказалась несколько другой, и можно с уверенностью сказать, что для тотального «убийства» нетбуков у iPad может слегка не хватить возможностей. Однако для успешной конкуренции с электронными ридерами и такими «братьями-планшетниками» как HP Slate iPad подготовлен значительно лучше, хотя и здесь тоже есть свои нюансы.
Качественно сравнить мобильные ПК категории Slate и классическую «читалку» Kindle оказалось не так просто, поскольку детище Apple оказывается в заведомо выигрышном положении. Но, тем не менее, давайте попробуем проанализировать, насколько iPad готов к борьбе за покупателя не только со своими нынешними конкурентами, но и с соперниками, которые появятся на рынке уже в ближайшем будущем.
С технической точки зрения iPad несомненно превосходит Kindle практически по всем показателям. Не смотря на длительное время автономной работы и наличие менее вредного для зрения e-Ink-дисплея, Kindle явно проигрывает. Причина проста: планшетник Apple — это устройство совершенно другого, более высокого класса. iPad оснащен высококачественным цветным IPS-дисплеем, производительности процессора хватает даже на воспроизведение HD-видео, а внутренней флеш-памяти в 8 раз больше, чем у Kindle. Как и у большинства современных ридеров у iPad есть встроенные WiFi- и 3G-модули, хотя, в отличие от Amazon, Apple пока не выпустил «международную» конфигурацию iPad для работы с мобильными операторами разных стран мира, но это, похоже, вопрос времени.
Не менее заметным выглядит отставание Kindle и в программном обеспечении. Электронная книга — это специализированный гаджет, который ориентирован в основном на работу с текстом. Следовательно, функционал такого устройства тоже ограничен, как ограничен и набор соответствующих приложений.
Сегодня Amazon вплотную занялась разработкой нового ПО для Kindle, о чем уже было объявлено официально. Однако любые новые приложения, которые компания сможет предложить пользователю в будущем, будут разработаны с учетом ограниченного функционала e-Ink-дисплея. Т.е. врядли мы увидим что-либо более «креативное», чем те же тестовые программы или паззлы и кроссворды. В свою очередь пользователи iPad не только получают доступ к огромной библиотеке приложений, которые Apple не один месяц создавала для iPhone, но и могут «юзать» полнофункциональный веб-броузер (Amazon предлагает пока только экспериментальную версию), универсальный медиа-плеер, e-mail, всевозможные игры и даже навигационные карты.
Еще одним важным преимуществом iPad, как это ни парадоксально, можно считать его «открытость»: устройство поддерживает текстовый формат EPUB, с которым работают большинство нынешних ридеров, включая Nook, QUE и Sony Reader. Собственный формат, созданный Amazon для Kindle, с одной стороны, не нуждается в защите от копирования, а с другой, может использоваться только с «родными» устройствами и приложениями.
Однако одно существенное преимущество есть и у Kindle. Ридер отличается более низкой стоимостью. При этом ценовая разница настолько существенна, что с ней нельзя не считаться. Арифметика в данном случае проста. iPad в самой доступной базовой конфигурации (16GB флеш-памяти и без 3G-модуля) обойдется пользователю в $499 — это почти в 2 раза дороже, чем стоит стандартная 6-дюймовая «читалка» Kindle.
Розничная стоимость более функциональной Kindle DX в американских магазинах составляет порядка $489, дешевле всего на $10, но у этой модели ридера предусмотрен 3G-модуль, которого нет у «младшего» iPad. А конфигурация iPad 16GB + 3G «потянет» уже на $629 — разница все-равно заметна. Таким образом, можно предположить, что низкая цена «обычной» Kindle позволяет ей не опасаться конкуренции со стороны iPad-а, но чтобы оставить на рынке сравнительно дорогую Kindle DX, производителю придется корректировать ее стоимость в сторону снижения, иначе покупатель может уйти к более привлекательному с точки зрения функционала iPad-у.
При этом ситуацию врядли изменит и обновленная Kindle, появление которой ожидается в текущем месяце. С другой стороны, если Amazon пойдет на радикальное снижение цен на Kindle и Kindle DX еще до начала масштабных продаж iPad, то в ближайшей перспективе гордое звание «убийцы ридеров» последнему тоже не светит, по крайней мере на родном штатовском рынке. А ведь не только Kindle «царит» на рынке устройств для чтения, солидный процент «пирога» принадлежит Sony Reader, Nook и QUE. К тому же на подходе первая читалка от Asus.
А как же HP Slate? Перспективы этого устройства пока туманны. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что iPad не ждет прямая конкурентная борьба с HP Slate. В показанном недавно прототипе HP Slate в качестве операционной системы использовалась полная версия Windows 7, а значит с точки зрения софта планшетник HP Slate будет значительно мощнее. Модель поддерживает Multitask, воспроизводит Flash-видео и может справляться с приложениями для настольных ПК. Стоимость HP Slate пока не разглашалась, но по заверениям производителя цифра будет значительно ниже $1500. Это — плюс.
Но есть и минус (пока) — пользовательский интерфейс. Во всех нынешних версиях Windows 7 предусмотрена поддержка multi-touch, но эти интерфейсы не разрабатывались «под палец». А значит либо разработчики HP Slate в ближайшем будущем предложат новое ПО для работы с самим устройством и установленными приложениями, либо пользователей ждет печальная перспектива в виде стилуса и мелких кнопочек на экране — явный проигрыш в сравнении с более ограниченным, но продуманным и функциональным интерфейсом iPad. И что же в итоге?
Называть будущее противостояние между iPad и HP Slate настоящей битвой за покупателя наверняка не придется. Планшетник HP Slate имеет все шансы на успех в случае, если разработчики предложат удобный интерфейс и приемлемую цену. Однако есть вероятность, что это устройство будет позиционироваться, как slate-ноутбук бизнес-класса, и изначально не будет ориентировано на потенциальных пользователей «мультимедийно-развлекательного» iPad-а.
В целом же, ближайшее будущее iPad выглядит достаточно занимательно: новинка будет формировать свою собственную, мультимедийную, нишу на рынке мобильных ПК, где благодаря своим техническим параметрам, производительности и продуманному ПО несомненно займет лидирующую позицию. При этом iPad также может оказаться удачным решением для тех, кто хочет заменить свой купленный в начале прошлого года нетбук или ридер на что-нибудь более современное и более стильное. Однако не нужно пытаться приклеить iPad роль «убийцы» тех же нетбуков или электронных книжек.