Облака, BYOD и Big Data — вот основные тренды, сформировавшие общий облик мировой ИТ-моды в текущем году и заставившие многих экспертов говорить о необходимости переоценки роли специалистов в развитии коммерческих компаний и государственных организаций.
Однако мир технологий не стоит на месте и в будущем году будут новые вызовы.
В этой связи журналисты известного профильного онлайн-издания ZDNet в одной из недавних публикаций обозначили сразу несколько глобальных изменений, которые ждут ИТ-отрасль в 2014 году.
И одновременно предложили ряд рекомендаций, которые, по мнению экспертов, должны помочь руководителям ИТ-отделов лучше понимать суть грядущих вызовов, адекватно оценивать их потенциал и принимать правильные и профессиональные решения в новых условиях.
Минимизация ИТ
Аутсорсинг уже давно перестал восприниматься как нечто новое и необычное. Сегодня многие отечественные предприятия и организации, в особенности коммерческие, успешно пользуются преимуществами современного ИТ-аутсорсинга, решая вопросы обслуживания своей ИТ-инфраструктуры и кадрового обеспечения путем привлечения сторонних специализированных компаний (подробнее об ИТ-услугах в Москве и области).
С другой стороны, как считают в ZDNet, облачные вычисления, новые выгодные предложения провайдеров в комплексе с более совершенными технологиями связи, впервые позволяют задуматься о возможности полного отказа от ИТ-отделов в классическом их виде.
В том смысле, что вместо содержания штата сотрудников, решающих типичные для ИТ-отдела задачи, включая обслуживание и модернизацию имеющейся ИТ-инфраструктуры, работу с ПО, реализацию проектов, поддержку корпоративного веб-ресурса и баз данных и пр., сегодня даже большая компания может обходится без масштабной ИТ-инфраструктуры и формировать полнофункциональный ИТ-отдел, состоящий всего из нескольких специалистов (или даже одного), которые обслуживать будут только корпоративную сеть и устройства конечных пользователей.
А если все сотрудники компании используют для работы только свои личные компьютеры (BYOD), то все функции отдела и его руководителя могут быть сведены только к организации ИТ-аутсорсинга и дальнейшему контролю за своевременным и качественным выполнением своих обязательств компаниями-аутсорсерами.
Повышение роли маркетинга
Если доля расходов на ИТ-обеспечение в общих затратах компаний постепенно, но неуклонно снижается, то, отмечают эксперты, то маркетинговый отдел, наоборот, становится основным потребителем новых технологических решений.
Маркетинг уже давно и прочно зависит от технологий, и сегодня соответствующие задачи решаются не проведением крупных массмаркетинговых кампаний, как раньше, а скорее методом точечной реализации определенного количества узкоспециализированных мероприятий, изначально разрабатываемых на основе точной аналитической информации.
Именно этот тренд эксперты советуют принимать во внимание руководителям и ИТ-специалистам при построении взаимоотношений с отделами маркетинга своих компаний в будущем году.
Кадровая миграция
Учитывая непростую экономическую ситуацию, сложившуюся во многих странах, в частности европейских, ZDNet строит параллели с периодом начала 2000-х годов, когда после краха так называемых доткомов множество квалифицированных ИТ-специалистов вынуждены были искать работу.
И это в конечном итоге привело к рекордному росту производительности труда в области ИТ при минимальном росте заработных плат в последующие годы.
Таким образом, напоминают в ZDNet, если в 2014-м ситуация в экономике стабилизируется, то в первую очередь будет быстро расти спрос на опытных и талантливых ИТ-специалистов, а значит работодатели, предпочитающие и дальше экономить на зарплатах, квалифицированный персонал терять начнут первыми.
Нужен ли вообще ИТ-директор?
Знаменитая книга «Блеск и нищета информационных технологий» (Does IT Matter?) Николаса Карра, уверены в ZDNet, спустя почти 10 лет после своей публикации заставляет каждого ИТ-руководителя снова и снова задавать себе один и тот же вопрос: зачем он — ИТ-директор — нужен?
Сегодня доступность различных готовых сетевых решений и возможность полностью обходиться без громоздких ИТ-отделов автоматически означают, что ИТ-директор в компании любого уровня — это должность, которая может считаться не самой важной.
Потому, по мнению экспертов ZDNet, ИТ-директор современной компании должен решать самостоятельно, дальше цитируем, «кто он — технический сантехник, который нужен для того, чтобы просто сложить два и два после того, как ключевые стратегические решения уже приняты, или тот, кому доверяет руководство, и кто помогает формировать будущее своей компании?»
[irp]