Инфраструктура интернета — это информационно-коммуникационная среда, включающая телекоммуникационные системы, сети, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационные ресурсы и вопросы прав, возникающих при их использовании (формальные и неформальные).
Сегодня информационная инфраструктура интернета призвана удовлетворять информационные потребности населения всего мира, обеспечивая глобальное взаимодействие, как субъектов рынка, так и суверенных государств.
Если проанализировать те кардинальные изменения, которые произошли в мировой инфраструктуре интернета за последние несколько лет, то можно выделить четыре основных фактора: рост масштабов сети, изменение характера сетевых и контентных приложений, изменение взглядов на информационную безопасность.
В целом, эти факторы и определяют все современные направления развития интернета, под которыми мы будем понимать цикл перманентного процесса последовательного увеличения пропускной способности и информационного содержания глобальной сети, а также повышение эффективности и надежности ее информационной составляющей.
Основной теоретико-прикладной концепцией развития инфраструктуры интернета стала еще в середине 90-х концепция конвергенции, которая подразумевает под собой “восхождение” (слияние) воедино технологий, обеспечивающих как коммуникационные, так и информационные аспекты глобальной сети. Однако стремительное и практически непредсказуемое возникновение различных ИКТ, информационных услуг и приложений привело к необходимости переопределить и детализировать понятие конвергенции, без которого любые дискуссии о развитии и модернизации информационной инфраструктуры останутся не более чем декларациями, претендующими на научность.
Учитывая обратную связь — от растущей интеллектуальности услуг к пропускной способности сети, суть решения проблемы развития инфраструктуры заключается в том, чтобы определить, как именно взаимосвязаны пропускная способность каналов и специфика приложений массового рынка. Фигурально выражаясь, как пропускная способность повлияет на контентную “мощность клика” конечного пользователя и обратно.
Кроме того, на рынке интернета изменились и сами условия “спроса” и “предложения”: если раньше возможности коммуникаций диктовались операторами связи и разработчиками ИКТ, то сегодня они диктуются исключительно потребителем. Проблема развития инфраструктуры интернета осложняется еще и тем, что мировые лидеры-производители, идя навстречу росту спроса на новинки со стороны пользователя, уже развернули производство соответствующих товаров и услуг, не дожидаясь завершения процесса их стандартизации (даже на уровне стандартов “де-факто”). В это же время процесс стандартизации находиться на ранней стадии развития и не демонстрирует по этому поводу никаких реальных договоренностей.
Основной ключевой теоретико-прикладной концепцией развития информационной инфраструктуры интернета является концепция конвергенции (convergence).
Конвергенция ИКТ в инфраструктуре интернета (конвергенция — дословно — схождение в одной точке) — подразумевает сочетание различных типов ИКТ и способов представления мультимедиа информации (голоса, данных и образов), которые организуются и передаются с помощью этих ИКТ.
Конвергенция всегда подразумевает, как конечную цель — интеграцию ИКТ (объединение в одно целое). Логическое различие с интеграцией достаточно очевидно, поскольку последняя подразумевает полное слияние, тогда как конвергенция предполагает «асимптотический» процесс, который может и не завершиться интеграцией. Учитывая исключительную роль интернета, как единой информационно-коммуникационной среды конвергенции, надо подчеркнуть важность фактора «потребителя», как основного заказчика на конвергенцию. Поэтому имеет смысл рассмотреть различия в понимании конвергенции со стороны каждого из участников рынка интернета.
С точки зрения разработчиков и поставщиков информационно-коммуникационных технологий конвергенция понимается, как технологическое решение, позволяющее:
двигаться в направлении онлайнового распределения программного обеспечения и информационного содержания (контента) в форме мультимедиа;
разрабатывать новые усложненные бизнес-модели, двигаясь от ISP (Internet Service Providing) до ASP (Application Service Providing);
увеличивать инвестирование в старые сектора провайдинга (кабельное ТВ, спутниковая связь) и инвестировать в новые сектора (Bluetooth, Powerline);
расширять исследования и разработки (R&D), например, в области мобильного интернета.
С точки зрения «игроков» со стороны телекоммуникаций, конвергенция, это фактор:
увеличения и расширения рынка интернет-услуг (ERP, дистанционное обучение, сетевой маркетинг, push-технологии и т.п.);
увеличения и расширения рынка интернет-устройств (PDA, мобильные телефоны, мобильные устройства доступа);
ускорения развития нового сектора мобильного интернета (WAP, WML и т.п.);
развития IP-телефонии.
С точки зрения представителей медиа-рынка, конвергенция, это:
возможность распространить в интернете свои «ноу-хау» и предыдущий опыт;
возможность активизировать архивы информации и вернуть утраченные рынки «продаж информации» через виртуальные библиотеки и архивы;
разработка новых секторов экономики, связанных с содержанием (контентом);
среда реализации методов “управления знаниями”;
слияния традиционных и интернет-СМИ;
среда для телеработы.
Приведенные спектры понимания конвергенции различными ключевыми субъектами интернет-рынка показывают, что концепция конвергенции, как и сама инфраструктура интернета, превратилась из чисто технологической идеи синтеза технологий в идею синтеза технологий, услуг и приложений.