Такое явление, как телевизионный сериал, появилось, конечно же, впервые в США. Это был «Одинокий рейнджер», который снимался более 8 лет. И там же появился на свет самый длинный телевизионный многосерийный фильм «Направляющий свет», начавшийся как радиошоу в 30-х. В 1952 году он перекочевал на экраны, закончился в 2009, насчитывает 18262 серии. Нам такой рекорд не побить. Хотя кто знает?
Зритель времен Советского Союза не был избалован таким явлением, как телесериалы. Зачастую художественный фильм превращался в сериал из-за того, что сценарий не позволял втиснуться в рамки 1,5-2 часов. Телевизионные многосерийные фильмы с количеством серий больше 10 были вообще большой редкостью. Вместе с гласностью и развалом державы в 90-х на наших экранах появились два значительных явления: «Санта-Барбара» и многочисленные латиноамериканские сериалы.
И вот зрителя новой страны нельзя было оторвать от экранов. Каждая пропущенная серия приравнивалась к семейной трагедии. «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Тропиканка» и многие другие фильмы стали частью ежедневного быта. Герои теленовелл воспринимались как родственники, им пытались писать письма, их изображали дети в домашних и уличных играх. На экранах только американские и латиноамериканские сериальные герои, которые помогают отвлечься от реалий разрушенной страны.
И вот в середине 90-х на основе разграбленных киностудий начинает возрождаться кино. И зарождается такой жанр, как телевизионный сериал. Со временем появилось такое понятие, как русские сериалы — тут подробнее.
Начинается все с так называемых ментовских сериалов. Герои фильмов «На углу у Патриарших…» и «Улиц разбитых фонарей» навсегда замещают на экранах и уничтожают остатки образов идеальных советских милиционеров. Теперь зрителя не отвлекают от современной жизни, его погружают с головой в новую реальность. Благодаря сохранившимся на студиях костюмам снимаются многосерийные экранизации романов Дюма «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». И начинаются попытки съемок ситкомов. Но это долгий процесс, потому что телевизионщикам пока проще снимать что-то реальное, а не смешное.
В 2000-х русские сериалы начинают вытеснять заграничные телепродукты. Появляется наша собственная «Санта-Барбара» – сериал «Всегда говори всегда». «Обручальное кольцо» становится популярной телевизионной жвачкой. Все реже появляются качественные работы, такие как «Мастер и Маргарита». Прогресс не стоит на месте. И вот некоторые счастливчики могут фильм смотреть онлайн. Все чаще покупаются за границей идеи для телевизионных многосерийных фильмов и адаптируются для нашего зрителя. Начинается постепенное извращение вкусов. За кадром начинает звучать смех, уместно и не очень. После того, как возникает возможность фильм смотреть онлайн, сериалы смотрят еще больше — вот ссылка. Это добавляет популярности молодежным сериалам и ситкомам.
Появляется огромный выбор сериалов, их счет уже идет на сотни. Качество съемок значительно улучшилось, идеи точно отражают нашу реальность или полностью замещают ее. Одним зрителям герои теленовелл заменяют родственников, для других становятся примером для подражания. Есть даже реликты, которые не посмотрели ни одного сериала со времен «Семнадцати мгновений весны». С помощью сериалов можно управлять сознанием общества. Значит, они – зло. Кто-то не наложил на себя руки от одиночества, вспомнив, что не досмотрел сериал. Значит, они – во спасение. Что такое сериал, каждый решает сам для себя.