В реалиях современности нелегко найти свой путь, особенно явным это становится в таких пограничных областях творчества как живопись, театр, фотография.
Слово «медиа» является обобщенным понятием обозначающим некое средство коммуникации, им же принято называть «инструмент», которым работает автор: скульптура, фотография, слово. Мультимедийность же в свою очередь подразумевает использование нескольких «медий», форм представления информации, во время работы над проектом, и представление их в едином блоке, едином теле.
Поскольку большинство терминов генерируется образовательной системой — этой участи не избежало и слово «мультимедиа», на сегодняшний день зачастую обозначающее чаще совокупность видео-фото-аудио продукции. Но здесь речь пойдет не об этом. В данной статье хотелось бы бегло обозначить трансформации, произошедшие с фотографией в последнее десятилетие.
Сегодня фотография стоит на пороге подобных изменений. По сей день искусство отказывается принимать подброшенное дитя, отсылая фотографов в сторону, на обочину художественной жизни. Но не все хотят довольствоваться локальной компанией авторов, кураторов и галерей, которые не выведут их к широкому зрителю. Многие авторы, чувствуя силу в своих руках, готовы изменить само определение фотографии, чтобы включить новый термин в обращение среди серьезных авторов.
В этом направлении первооткрывателями можно считать ломографов, которые ударили по жанру своими, казалось бы, совершенно некачественными и сырыми изображениями, но все же нашли широкий отклик у публики. Следом за ним будут идти in-motion авторы и прочие изобретатели, которые «оживляют» изображение или, обращаясь в прошлое, как пикториалисты «уничтожают» его.
Но настоящий скачок должен произойти не в сфере создания изображения, а в сфере его презентации. Художественное произведение только тогда становится современным и революционным, когда средство его потребления становится уникальным, отличным от способа потребления рекламного продукта. Лучшее средство защиты — нападение, что доказывает нам Терри Ричардсон. Он в одиночку ушедший в fashion-фотографию настолько сильно поменял восприятие зрителя, что достаточно часто причисляется скорее к художникам, чем к ремесленникам.
В сегодняшнем фотосообществе все чаще ходят разговоры о том, что необходимо что-то изменить, отказаться от пыльных выставочных залов, перестать работать «на календари». Так в манифестах молодых авторов, таких как Казанцев Саша или Лена Насибулина все чаще слышатся отказы от жизни рынка. Многие авторы отказываются называть себя фотографами, чтобы не соблазнять зрителя простотой предубеждений. Отличной заменой устаревшему термину может стать слово «медиа-артист» или «медиа-художник».